Радислав Гандапас

Радислав Гандапас

  • Лидерство
  • Мотивация
  • Развитие

Радислав Гандапас — самый известный в России специалист по лидерству. Автор9 книги14 фильмовпо лидерству и ораторскому искусству.

У меня полно слабостей

Семья:

  • Расскажите, чем занимается Ваша супруга? Вы с ней, как говорят, «из одной стаи»? У нее творческая, интересная профессия?
  • Как Вы считаете, принимать решение о создании семьи мужчина может только тогда, когда он уже успешен? Как это произошло у Вас?
  • Сейчас много молодых семей, которые думают в первую очередь о том, чтобы получить хорошую профессию и доход, потом купить квартиру и только потом думать о ребенке. Как Вы считаете, это правильно?
  • А что такое семья для Вас?

Любовь, страсть, женщины:

  • Страсть — это продуктивное чувство?
  • Что же такое любовь, на Ваш взгляд?
  • Ваше отношение к женщине в принципе? Вы за равноправие?

Успех и счастье:

  • Что такое в Вашем понимании успех?
  • Я вижу состоявшегося человека, у которого есть любящая жена, есть дом, есть дочка, есть профессия, есть успех в обществе, есть социальная реализация. Чего еще хочется?
  • Вы считаете, что у каждого человека есть свой путь?
  • Вы считаете себя счастливым человеком?

И еще:

  • Насколько Вы открыты и откровенны?
  • А есть ли у Вас слабости?
  • А есть люди, которые Ваши слабости используют?
  • Вы говорили, что занимаетесь благотворительностью…

Радислав Гандапас – автор шести книг и трех фильмов по ораторскому искусству. У него масса титулов, а запись на его тренинги ведется за полгода вперед. Нелли Зориной удалось поговорить с Радиславом на сокровенные темы – семьи, отцовства и качества жизни.

Биографическая справка:

Радислав родился в Самаре 17 июня 1967 года. Когда ему было пять лет, семья переехала в Одессу. В 1991 году закончил филологический факультет Одесского государственного университета. В 1994 году стал заместителем директора Одесского Дома ученых, где организовал учебный центр, занимался проведением бизнес-тренингов. В 2001 году переехал в Москву, где начал карьеру тренера. В 2004-м — основал компанию «Академия ораторского мастерства» (ныне — Oratorica). Женат, недавно родилась дочь Мария.

— Есть люди одинокие, у кого семья сама по себе, а они сами по себе, а есть те, у кого все это связано, кому семья дает крылья, помогает раскрыться, поддерживает. Как это в Вашей жизни?

— Я как та птица — летал в небе, а ради чего — было не очень понятно. Для меня семья — это не крылья и не небо, это земля, на которую можно сесть, приземлиться. Сколько б ни летал, рано или поздно прилетишь домой. Вот я так и летаю — пятьдесят-шестьдесят перелетов в год, и, находясь в полете, в поездке, мечтаю, естественно, о доме. Стараюсь как можно скорее сделать дела и вернуться, но я провожу дома очень мало времени, критически мало, я бы сказал.

— Расскажите, чем занимается Ваша супруга? Вы с ней, как говорят, «из одной стаи»? У нее творческая, интересная профессия?

— У нее очень интересная и творческая профессия — в настоящий момент кормить грудью ребенка.

— Как Вы считаете, принимать решение о создании семьи мужчина может только тогда, когда он уже успешен? Как это произошло у Вас?

— Любовные отношения относятся к такой области, в которой все взвесить бывает довольно сложно. Я не взвешивал и не очень представляю, как это можно взвесить. Это решение пришло сразу же и даже немного меня удивило.

— Почему удивило?

— Удивило своей очевидностью. Все произошло естественно, и было ощущение, что так и надо.

— Сейчас много молодых семей, которые думают в первую очередь о том, чтобы получить хорошую профессию и доход, потом купить квартиру и только потом думать о ребенке. Как Вы считаете, это правильно?

— Я это понимаю, поэтому у меня не было детей до сорока трех лет: каждый раз думал о том, что еще недостаточно, еще не тот уровень…

— То есть все-таки это осознанное решение для Вас — решение о рождении ребенка?

— Да, конечно, это не случайность.

— Как Вы себя чувствуете сейчас?

Прекрасно!

— У Вас есть свое понимание слова «лидер». Вы говорите, что лидер — не тот, кто ведет за собой людей, а тот, кого не толкают в спину. Есть ли у Вас определение слова «успех»? Есть ли у Вас свое понимание слов «семья», «любовь», «страсть»? Но давайте по порядку. Что такое в Вашем понимании успех?

— Успех от слова «успеть», и это не просто игра слов. Я полагаю, что всему свое время, и человек должен успеть получить те удовольствия и радости от жизни, которые соответствуют его возрасту. Нужно успеть получить образование до двадцати пяти лет — испытать удовольствие от процесса учебы, когда ничто не отвлекает. Человек должен успеть получить радость от денег — до тридцати пяти лет; успеть пресытиться деньгами, понять, что есть более важные вещи. До сорока пяти он должен успеть насладиться домом с семьей, детьми, таким, из которого не хочется уезжать. Всему свое время, но, к сожалению, в силу разных причин у многих людей эти процессы затянулись, первые деньги люди зарабатывают на пятом десятке, домами обзаводятся и того позже…

— Или, наоборот, все происходит очень рано.

— Или рано. Не ко времени… В моем случае все было вообще наперекосяк и наизнанку.

— Почему?

— Так получилось, что мои попытки стремительно обогатиться привели к обратному эффекту. Я в тридцать три года начинал все с нуля, и это было очень непросто. В возрасте, когда уже нужно наслаждаться деньгами, я несколько лет жил впроголодь, в чужой квартире, где свет горел только в ванной и в одной из комнат. Там не было мебели, и только в комнате на полу лежал матрас.

— Кошмар…

— А когда эту квартиру продали, я на три дня переехал в гостиницу, а потом нашел маленькую однокомнатную квартиру в Новогиреево, на конечной станции метро. Я радовался, что так мало трачу на это жилье. И позволить себе даже мысли о семье я не мог, поскольку это отвлекло бы меня от решения задачи, к тому же, в то время это было бы безответственно.

— Страсть — это продуктивное чувство?

— Я не склонен считать страсть позитивным чувством, оно распиарено, воспето главными невротиками, творческими людьми. Их влюбленность носит характер страсти всепоглощающей, испепеляющей, уничтожающей. Мне кажется, если человек страдает, чувство его изводит,— это первый признак того, что что-то не так. Однако тут нужно различать: если мы говорим о любви — это одно, а если так говорят о страсти к своему делу — имеют в виду нечто позитивное.

— Что же такое любовь, на Ваш взгляд?

— Любовь — это не чувство, это вид деятельности. Род занятий, в котором чувство присутствует, но является прилагательным по отношению к действию. Если прекращать действия, укрепляющие любовь, то прекращается и сама любовь, женщина это интуитивно чувствует, поэтому требует от мужчины подтверждающих действий — это неспроста, так она укрепляет любовь. Все , что нужно, — это совершать по отношению друг к другу действия, маленькие, но подвиги.

— А что такое семья для Вас?

— Есть такое определение : «Брак — это имущественный договор, заключаемый в интересах финансово слабой стороны». Семья без имущества не существует, хотя, безусловно, семья не сводится к финансово-имущественным отношениям. Когда в семье не заняты все трое — папа, мама и ребенок, — это что-то около семьи, но не оно. И когда у женщины рождается ребенок, сколько бы мы ни говорили о том, что деньги не важн ы, имущественный вопрос встает очень остро. Ее зависимость от мужа становится очень сильной. Отчасти понимая это, женщина рожает от мужчины, у которого она может получить надежную материальную поддержку в том числе, и редко ошибается.

— Ваше отношение к женщине в принципе? Вы за равноправие?

— Мне кажется, что для гармоничных отношений необходимо, чтобы лидерским мышлением обладали оба партнера. И любое неравенство может привести к отношениям «доминантный самец — подчиненная самка» или наоборот. Понятно, что в определенные периоды женщина не должна и не может стремиться зарабатывать деньги, это не тот вид спорта, в котором нужно набирать очки, это вопрос выбора роли. Финансовый уровень не может быть камнем преткновения, но уровень культурный, интеллектуальный, эрудиция очень важны.

— Вернемся к семье: что еще должно быть? Муж, жена, ребенок — а еще?

— Дом, культура, традиции… Традиции, кстати, появляются довольно быстро, для этого не нужны десятки лет. Но я думаю, нет стандарта: это — семья, а это не семья.

— Я вижу состоявшегося человека, у которого есть любящая жена, есть дом, есть дочка, есть профессия, есть успех в обществе, есть социальная реализация. Чего еще хочется?

— Вы поставили мне зачет по основным предметам в жизни, а это экзамен, и всегда можно сдать на оценку получше. Нельзя закрыть этот вопрос — вот есть дочка, и ладно. А вдруг еще ребенок? А у нас еще звери есть — кошка, собака и будет еще одна кошка. У нас есть дом, обустраивать который можно бесконечно. У нас пруд, в котором живут кувшинки и рыбы; мы обустраиваем у дома спортивную площадку. Очень важно, когда увлечения общие — у нас все увлекались разными вещами, но все равно пришла унификация — не специально, никакого принуждения нет.

Вся семья играет в гольф — началось с меня, потом подключился сын, сейчас жена занимается. Жена увлекается большим теннисом — теперь мы все играем: у меня уже профессиональная ракетка…

— То есть вы все увлекаетесь спортом. Семья — это не просто традиции, но еще увлечение чем-то одним.

— Да. Мои домашние, к примеру, не смотрят телевизор — он используется только как экран для игровой приставки или DVD -плеера. И это тоже своего рода традиция. Мы много гуляем все вместе и много разговариваем — часто о пустяках.

— Скажите, а в отношениях важно говорить? Насколько Вы открыты и откровенны?

— Об отношениях? Мы часто говорим о делах, о планах, но об отношениях — я не припомню таких разговоров.

— Нет, не «об», а «в» — насколько Вы откровенны, насколько открыты для общения с женой? Есть ли у Вас запретные темы?

— Я могу сказать жене, что я чудовищно устал, но она тут же начинает переживать и уговаривать меня перестать работать или работать меньше. Иногда она выдергивает меня на пять дней, на неделю, прибегая к разным уловкам, а скоро мы уедем на три недели.

— А есть ли у Вас слабости?

— Полно. Я часто принимаю близко к сердцу те вещи, которые не следовало бы. Я чудовищно ленивый человек — многие вещи я делаю, преодолевая себя. Чтобы сохранять структурированность времени, мне приходится заниматься самодисциплиной. Я могу на простое письмо не отвечать три недели — там писать его три минуты, а я буду откладывать, измучив и себя, и того, кто ждет ответа. Я могу перепутать время и опоздать на самолет, имея билеты за две недели до вылета. Я опаздывал на самолеты пять или шесть раз и абсолютно смирился с этим — при этом я убежден, что смотрел время вылета, и оно было именно таким, а потом само собой поменялось прямо в билете.

— А есть люди, которые Ваши слабости используют?

— Жизнь меня окружила людьми, которые не станут использовать слабости, чтобы получить какие-то выгоды для себя. У меня работа, требующая полной отдачи. И человек, который так работает, когда возвращается в круг близких людей, меньше всего склонен выстраивать вокруг себя какие-то оборонительные заслоны.

— Вы много общаетесь с людьми, много отдаете. Для Вас уже сейчас, на данном этапе, важна обратная связь?

— На тренингах? Тренинг заканчивается на эйфории, когда люди верят в себя, верят в то, что все возможно. Люди в таком состоянии пишут хвалебные отзывы, ставят восклицательные знаки вне зависимости от статуса. Естественно, я давно ничего не читаю, ничего рационального в этом не вижу. Я знаю себе цену, я в состоянии все сам проанализировать.

— Я не говорю о самолюбии, я говорю об ощущении удовлетворенности. Есть ли оно у Вас?

— Удовлетворенность от реализации миссии, своего предназначения. Я считаю, что ряд людей обладают миссией, и пока они держатся своей жизненной программы, судьба им благоприятствует. Как только они отстают от миссии — начинаются проблемы в жизни. У меня были разные попытки уйти в более легкие заработки, но судьба всегда буквально силком возвращала в то, чем я занимаюсь сейчас.

— Вы считаете, что у каждого человека есть свой путь?

— Миссия все же есть у меньшинства, остальные более свободны в своем выборе.

— Вы считаете себя счастливым человеком?

— Не бывает счастливых дней, бывают счастливые минуты. Любые острые переживания — способность людей молодых, и я сейчас, как человек опытный, скорее наслаждаюсь небольшим бокалом изысканного коньяка, а не хлещу из бутылки холодное пиво. Это острое ощущение счастья, которое закончится, когда бутылка опустеет, присуще молодости, а я, скорее, испытываю долгое ощущение удовлетворения, потягивая коньяк.

— И еще вопрос — Вы говорили, что занимаетесь благотворительностью…

— Я не могу себя назвать меценатом или спонсором, просто есть замечательный проект — группа художников проводит в больницах занятия рисованием для тяжелобольных детей и оставляет там все необходимое, чтобы они могли заниматься творчеством самостоятельно. Это просто группа друзей, которые не оформлены ни в какой фонд, не проводят мероприятий по сбору средств. Они отчитываются в своей работе, показывают видеоматериалы для того, чтобы мы понимали, как расходуются средства. Проект возглавляет прекрасный художник Ольга Сапожникова, которая устраивает аукционы своих картин и полученные деньги тратит на этот проект. Дневник проекта можно найти в Интернете, по адресу http://www.liveinternet.ru/users/kartiny_oli.

— Спасибо, у меня больше нет вопросов.

— Спасибо. Вы заставили меня задуматься о том, о чем я в обычной жизни не размышляю. Я всегда говорю о том, что размышление — свойство речи, а не уединения. Когда я говорил — я думал.

Беседовала Нелли Зорина, интервью подготовила к публикации Лана Расторгуева, журнал «Путь к себе».

По всем вопросам пишите: mail@radislavgandapas.com
Архив по годам