Радислав Гандапас

Радислав Гандапас

  • Лидерство
  • Мотивация
  • Развитие

Радислав Гандапас — самый известный в России специалист по лидерству. Автор9 книги14 фильмовпо лидерству и ораторскому искусству.

Я — за разумный гедонизм

Интервью для аналитического интернет-журнала Vласть

Едва ли не самый успешный бизнес-тренеров на просторах СНГ  Радислав Гандапас в  одном из своих интервью сказал странную на первый взгляд вещь – люди много  работают за «недорого» – из лени. Только в этом случае он имел в виду лень эмоциональную. Перемены – к опасности, смена деятельности – к неизведанности.  Уже много лет он обучает все постсоветское пространство из числа бизнесменов, руководителей и тех, кто не боится что-то менять – тому, как правильно это сделать. В интервью Vласти Радислав Гандапас рассказывает о том, какие усилия предпринимал он сам в свое время, делится умозаключениями об индустрии бизнес-тренингов в России и о том, почему так мало людей действительно хотят стать лидерами.

CARL4857

V.:  Радислав, начну с вопроса о том, как вы себя оцениваете. Вот чем известный бизнес-тренер Гандапас отличается от своих коллег по цеху?

Р.Г.:  Я не могу сказать, что обладаю каким-то принципиальным отличием от коллег, но в целом мне очень помогло упорство в работе.  Были трудные времена, и, скажу откровенно, во время серьезных лишений важно делать все, чтобы потом пожинать плоды этих усилий. Мне хватило упорства в тот момент продолжать  интенсивно работать.

V.: А что это за трудные времена?

Р.Г.: Это —  старт карьеры.  Вы знаете, что у тренера продажи не гарантированы в отличие от человека, который работает по контракту. Когда человек устраивается на работу,  у него есть трудовой договор, согласно которому он каждый месяц получает какую-то сумму, и, возможно, бонусы —  в зависимости от эффективности. Но даже если он ни черта не делает, он все равно что-то получит. У тренера все совершенно иначе. Наступило лето —  бюджет увеличивается,  доход сокращается. Новый год – дохода нет. Майские праздники – дохода нет совсем.  Для  того  чтобы продажи увеличивались, нужно прилагать усилия, но понимать, что они  окупятся  гораздо позже. И многие мои коллеги сломались на этом этапе – ушли либо в корпоративные тренеры, где доход меньше и где известность невелика, либо —  в крупные тренинговые компании, которые загрузили их гарантированной работой и сами управляют  ими и их доходом и т.д. Мне удалось в одиночку удержаться на плаву.

V.: И как вы сегодня можете описать состояние отрасли бизнес-тренингов  в России?  

Р.Г.: Ответ прост  — в России есть  тренеры, тренинговые компании,  но рынка как такового нет.  В России стоимость тренинга не имеет никакого отношения к его эффективности — зависит только от скромности или, наоборот, алчности самого тренера. Западные игроки не выходят на наш рынок, потому что не могут оценить его емкость, а без этого параметра решения об инвестировании не принимаются.  На этот рынок я вышел лет 16 назад, и он еще тогда был на стадии  зарождения. Но, с другой стороны, зарождающиеся рынки малочувствительны к глобальным кризисам.

Я понимаю, что в России сложно с самими тренингами. Есть компании, которые не покупают тренинги совсем — не видят в них необходимости, считают их шарлатанством своего рода и просто не тратят деньги. У западных и у некоторых российских компаний есть определенные бюджеты, которые они обязаны тратить. Но в целом еще пока приходиться доказывать, что в тренингах в принципе есть необходимость. Пока покупатель находится на стадии потребности в агитации.

V.: Ну а какая-то специфика или тренды уже намечаются в России?

Р.Г.:  Есть интересная особенность – тренер с одной стороны задает тренды, с другой — обслуживает их. Когда я 16 лет назад вышел с одной темой — темой ораторского искусства, мне все говорили, что я безумец, что нужно расширять тренинговую линейку, но я был упорным, и эту тему —  не могу сказать, что в одиночку — но раскрутил. У меня вышло несколько книг, диски, рассылки в интернете.   Думаю, что в значительной степени сформировал на нее спрос, которым не воспользовался, потому что ушел в тему лидерства. Сейчас,  кажется, что не без моих усилий появился некий спрос и на эту тему. Раньше было очень трудно продать тренинг по лидерству, сейчас все проще и проще – люди понимают его смысл и  важность.

V.:  Складывается впечатление, что издание книги на старте как некоего концептуального фундамента – обязательное условие такой карьеры.

Р.Г.: Тренер должен написать книгу на материале своих тренингов. Книга – это следствие его работы, накопленной информации, которая, как подошедшее тесто лезет из кастрюли. Тогда тренер упаковывает ее уже не в тренинг, а в книгу.  И она должна быть не компиляцией из других источников, а результатом собственного опыта. Только так.

А что касается успешной  карьеры тренера, то, в первую очередь, надо просто взять и провести тренинг. Человек развивается только тогда, когда перед ним возникают трудности. Нужно провести тренинг и провести тренинг плохо, потому что хорошо сразу  не получится. Это будет плохой тренинг и лучше провести его для друзей бесплатно. Сделать выводы, понять —  твое или нет,  поработать и еще раз провести тренинг.  Не надо сразу делать тренинг двухдневный — трехдневный. Подготовьте тренинг на 1,5 – 2 часа. Вам этого хватит для того, чтобы понять, насколько вы бездарны, озаботиться этим и начать искать информацию для того, чтобы усовершенствов,ать навык. Проводите не меньше четырех тренингов в месяц.

CARL4539

Наслаждение в борьбе

V.: Если описать суть вашей  методики, а также многих других успешных, известных подходов (тот же Карр с его борьбой с курением и др.) в построении личности, можно отметить, условный «гедонизм» как мотивационную  основу. Иначе говоря, предлагается наслаждаться тем, чего ты боялся. Или, как вы говорили в своих выступлениях, мысленно приближать это событие (например, публичное выступление).  Насколько «пряник» в современном мире  эффективнее условного  «кнута» — муштра, демосфеновские камни во рту?

Р.Г.: Вы знаете, они работают в совокупности. Должен сказать, что очень многие люди, к сожалению, не могут наслаждаться результатами своего труда – они постоянно находятся в рабском подчиненном положении по отношению к своему делу, что мешает им наслаждаться жизнью и вознаграждать себя за усилия. Я действительно агитирую людей, чтобы они в своих фантазиях моделировали свое лучшее будущее. Как бы человек ни был успешен, всегда можно усовершенствовать то, что у него есть, и чего он не достиг. Я считаю, что жизнь дана ему не для борьбы —  жизнь дана для наслаждения, но нужно понимать, что в борьбе и есть наслаждение.  Да, человек должен  упорно работать, но работать настолько эффективно, чтобы у него было достаточно времени и сил для других вещей – для путешествий, для того, чтобы проводить время с детьми, заниматься каким-то хобби, просто гулять, для того чтобы учиться интересным вещам. Я —  за разумный гедонизм.

V.: В одном из своих интервью вы сказали, что предрасположенность практически не играет роли в становлении человека лидером или мастером слова, а успехов в публичных выступлениях может достичь любой человек. Каков процент превращений безнадежных утят в лебедей?

Р.Г.: Я проводил очень простой эксперимент. Ко мне обращается клиент, я прихожу и говорю: «Продемонстрируйте, как вы можете выступать или покажите видео со своими выступлениями». И мы видим человека абсолютно бездарного в вопросах публичных выступлений. После 4-6 часов занятий человек снова выступает публично, и люди сходятся во мнении, что он прирожденный оратор. Абсолютно отчаявшиеся становились ораторами от бога. А все почему? Потому что они освоили несколько простых секретов — в моей методике их четыре.  Если он освоит четыре инструмента, с помощью которых можно выступать эффективней, он начинает это делать лучше. Никто не умеет кататься на велосипеде, пока ему не поможет старший товарищ. Очень трудно научиться кататься на велосипеде самому, кто-то должен поддержать  и объяснить основные принципы, и тогда  он начнет гонять так, как будто он всю жизнь был заядлым велогонщиком. Вот так и здесь. Моя задача в тренинге – просто научить.

V.: Может быть, сможете привести в пример какие-то истории успеха? Поддерживаете ли Вы связь со своими бывшими слушателями? Отслеживаете их успехи или неудачи?

Р.Г.: Представьте, у меня в среднем 300 человек на тренинге. Тренингов я провожу в среднем 100 в год.  Получается, что у меня проходит около 30 000 человек. Это возможно? 30 тысяч человек каждый год – поддерживать со всеми связь? Бывает так, что мне участники тренинга пишут о том, что изменилось в их жизни. Довольно часто они возлагают на меня «вину» своих достижений и я всегда пишу ответ, что все получают информацию одинаковую, все проходят тренинг одинаково, но результаты получают разные, потому что прилагают разные усилия. И человек, который рапортует о своих достижениях, он в первую очередь должен поблагодарить самого себя.

V.: Есть ряд психологов, которые в любых тренингах на тему развития лидерских качеств видят больше вреда, чем пользы, объясняя это диссонансом между планами и реальностью, негативными последствиями для их участников…

Р.Г.: Я должен сказать так – на мои тренинги не приходят проблемные люди, на мои тренинги не приходят люди отчаявшиеся, с опущенными руками и плечами, на мои тренинги приходят люди успешные, тренинг  — дорогой,  ориентирован на людей бизнеса, на людей успеха, на руководителей. Ко мне очень редко приходят люди проблемные. Для них существуют специальные тренинги, где в людей вселяют веру в себя. И там действительно очень низкий процент людей делает рывок, остальные, к сожалению, остаются на месте. И это не вина тренеров.

Дефицит лидерства

V.: Отличаются ли аудитории ваших слушателей в разных странах? Если да, то чем? Может быть, вы замечали специфику, в том числе казахстанской аудитории?

Р.Г.: Вы знаете, я прямо сейчас о Казахстане и подумал. Казахстан был первой страной, где прошел мой тренинг за пределами России. Это было в Алматы, я очень отчетливо помню этот первый приезд и первое впечатление. Я должен сказать, что почему-то, наверное, это особая часть культуры — к человеку учительской профессии относятся с заведомым почтением и доверием. Если в аудиториях других стран это доверие нужно сначала завоевать, то в Казахстане, когда человек приезжает, ему,  сам факт того, что он занимается преподавательской деятельностью, уже обеспечивает кредит доверия, его нужно оправдывать. Но отмечу, что кредит нужно возвращать. Пусть тренеры не расслабляются.

Что касается стран с сопоставимой культурой, таких как Украина, Россия, то какого-то особого отличия кроме определенного акцента уловить сложно, я, например, такого не замечаю. Я бы, наверное, не смог определить, если бы меня с закрытыми глазами вывели и спросили: «Где ты в Киеве или Москве?».

V.: Хрестоматийный вопрос — расскажите о ваших дальнейших планах.

Р.Г.: Сейчас заканчивается работа над книгой, которая называется «Лидеры, которые изменили Россию», она выйдет осенью, это —  большой проект. Будет очень серьезное оформление данной книги, она подарочная, дорогая, такая важная вещь в моей жизни, это вторая книга по лидерству, которую я закончил. Сейчас я начал работу над следующей книгой и в этой книге, как мне кажется, я впервые опишу лидерство, как оно есть. Не впечатление от лидерства, не  черты лидерства, а лидерство как явление. Я нигде системного описания не встречал, оно будет изложено в этой книге. Будет ясно и понятно, что такое собственно лидерство, чем оно отличается от доминирования, и будут заданы критерии лидера, и самое главное, будет решен вопрос – это врожденное или приобретенное качество.  И должен сказать прямо, что к лидерству в стране не все стремятся, и это — научный и измеренный факт:  количество людей, готовых взять  ответственность за свою жизнь и проявить инициативу —  критически мало.

Ирина Галат, Vласть

По всем вопросам пишите: mail@radislavgandapas.com
Архив по годам