Радислав Гандапас

Радислав Гандапас

  • Лидерство
  • Мотивация
  • Развитие

Радислав Гандапас — самый известный в России специалист по лидерству. Автор9 книги14 фильмовпо лидерству и ораторскому искусству.

Как словом превратить врага в друга

Агрессивная аудитория – страшное испытание для человека, выступающего публично. Что делать в экстремальной ситуации?

В преддверии тренинга «Ораторское искусство 2.0»  читайте интервью для Executive.ru о выступлении перед агрессивно настроенной аудиторией.

Бежать или атаковать?

Executive.ru: Когда сталкиваешься с неприятием публики, к которой ты обращаешься, – это настоящий стресс. Хотя часто ничто не предвещает беды. Что вызывает агрессию?

Радислав Гандапас: Бывает так, что оратор сам настраивает слушателей против себя. Бывает, аудитория получает какую-то негативную информацию. От таких проблем никто не застрахован. Случается, что публику специально перед выступлением программируют на агрессию. Такое довольно часто встречается в конкурентной политике, а порой и в бизнесе. Например, когда происходит имущественный спор и мнение трудового коллектива может стать определяющим. Учитель, заходя в класс, тоже не знает, с кем он столкнется, – с разъяренными львами или с кроткими овечками. Настроение учеников зависит от того, что произошло во время перемены, какой урок был до этого в расписании, физкультура или биология, от того, старшеклассники это или школьники средних классов. Повлиять на причины, вызывающие враждебность, ты часто не можешь. Но если ты умеешь взаимодействовать с аудиторией, настроенной недоброжелательно, ты вооружен в хорошем смысле этого слова.

Executive.ru: Есть ли специальные приемы, которые помогают нейтрализовать негатив и вернуть расположение людей?

Р.Г.: К любому выступлению нужно готовиться вне зависимости от настроения аудитории, к которой ты идешь. В процессе подготовки нужно учитывать различные сценарии. И если есть вероятность, что публика окажется агрессивной, то готовиться надо еще тщательнее, прорабатывать самые невероятные сценарии вплоть до того, куда бежать, когда бьют. Помните, сеанс одновременной игры «гроссмейстера» Остапа Бендера в «Клубе четырех коней»? Он сразу подготовил пути к отступлению, и лодка ждала великого комбинатора в условленном месте, благодаря чему он спасся.

Но это все шутки. А если серьезно, то вариант выхода из дискуссии обязательно должен быть. Бывают случаи, когда не в вашей власти успокоить аудиторию. И тогда, образно говоря, спасение бегством – это лучшая стратагема, лучший выход. Однако я надеюсь, что наши читатели не попадут в такой переплет. В большинстве случаев агрессивность аудитории очень умеренная, управляемая, легко гасимая или перенаправляемая.

halitovstudio-2016-10-20-kadr-10-0148-0315

Executive.ru: Как перенаправлять стрелы агрессии?

Р.Г.: Один из примеров можно подсмотреть у политиков, которые выступают перед недовольными избирателями, возмущающимися, например, повышением цен. Политики в этих случаях винят во всех бедах некие внешние силы или переводят стрелки на человека, встретиться с которым их слушатели не смогут и не смогут перепроверить услышанные слова.

Executive.ru: Есть такой психологический термин: «слить» свою агрессию на «третье лицо». Это из этой серии?

Р.Г.: Это очень удобный прием, но с точки зрения этики такое поведение выглядит не очень хорошо. В ораторском искусстве, как и во всяком другом, есть довольно серьезная этическая составляющая. И со стороны тренера абсолютно недопустимо предлагать инструменты, решающие вопросы с помощью откровенной лжи и ухода от ответственности. Все это запрещенные приемы. Мне могут сказать, что политика всегда ведется грязными методами. На что я отвечу: если мы будем соблюдать цивилизационные методы, принятые во всем мире, только тогда нас будут признавать.

Executive.ru: Приведите пару разрешенных, но не менее эффективных приемов.

Р.Г.: Есть прием, который называется разумная альтернатива. «Будем ругаться или договариваться?» – такую сделку предлагал слушателям генерал Александр Лебедь (его персону мы рассматриваем сейчас только в контексте ораторского мастерства), и оппоненты соглашались. Надо понимать, что даже перед лицом неуважаемого ей персонажа аудитория хочет сохранить лицо. Поэтому, когда ей предлагают конструктивный диалог или базарную ругань, выбор очевиден всем. Как следствие, градус напряжения понижается. Но этот прием подходит только для явного конфликта.

15027790584_b3ab28cc7e_o

Вскрыть причину конфликта

Executive.ru: А если суть конфликта неясна? Что должен сделать опытный оратор, чтобы спасти ситуацию?

Р.Г.: На одном из корпоративных тренингов я почувствовал сопротивление слушателей. Я обычно прошу участников коротко рассказать о себе, и люди, с которыми я познакомился в этот раз, рассказывали откровенные небылицы. Например, на бейдже у человека написано Дмитрий, а он представляется Тимофеем и говорит, условно, что окончил школу волшебников. Аудитория аплодирует, делая вид, что так и должно быть. Такая словесная забастовка.

Мне стоило большого труда, чтобы выяснить, что участники тренинга предварительно договорились сорвать его, чтобы вернуть деньги. А деньги возвращают только в случае некомпетентности тренера, который не справляется с аудиторией. Одно дело, когда тренер умудряется провести свое занятие, невзирая на жесткое сопротивление аудитории. Тогда он может сказать, что занятие проведено, условия соблюдены. Другой вариант: тренер сам звонит заказчику, и признается, что не справился с аудиторией. Тогда компания-заказчик вынуждена искать ему замену. Как выяснилось, участников забастовки не устроил предыдущий тренер, который был просто неквалифицированным оратором, его лекция получилось скучной и неинтересной. И они решили проучить свое руководство, сорвав следующее занятие. Как только я нашел тайные пружины конфликта, тренинг продолжился и прошел успешно.

Executive.ru: Это один из приемов?

Р.Г.: Да. Это прием состоит в том, что ты вместе с группой вскрываешь причины конфликта. Для этого я рекомендую не заметать проблему под ковер, не делать вид, что ничего не происходит, а сказать прямо: «Я чувствую, что у нас проблема». Или: «Мне кажется, что вы возбуждены». Тут очень важно апеллировать к своим чувствам. Это так называемая техника «я-высказывание». Вы просто проговариваете свои наблюдения. Если вы действительно угадали и попали в точку, вы достигаете необходимого консенсуса с аудиторией, и кто-то из ее участников называет истинные причины происходящего. С этим уже можно работать.

dscf6860

В конкуренции с соцсетями

Executive.ru: Вы упоминали ситуации, когда выступающий доводит вполне лояльную аудиторию до точки кипения. Какие ошибки приводят к этому?

Р.Г.: Когда оратор начинает свое выступление, у него есть определенный кредит доверия от аудитории. Она готова его внимательно слушать какое-то время. Обычно это три-пять минут. Если в течение этого времени оратор не делает ничего, чтобы увлечь слушателей, заинтересовать их, зацепить внимание, то дальше сделать это будет гораздо сложнее.

Главный конкурент оратора сегодня – это разнообразные гаджеты. Люди погружаются в смартфоны и планшеты, теряют связь с внешним миром. Так проявляется эндогенная (скрытая) форма агрессивного поведения. Время от времени слушатели поглядывают на сцену, делая вид, что им интересно выступление. Но свое реальное внимание они отдают соцсетям.

Иногда медвежью услугу оратору оказывают организаторы делового мероприятия, предлагая его участникам постить фотографии в соцсети прямо во время лекции, обещая призы за наибольшее количество лайков. Понятно, что внимание аудитории мгновенно переключается на это увлекательное соревнование. И слушатели, заплатившие деньги за выступление спикера, начинают бесплатно рекламировать мероприятие. Это неправильно.

Executive.ru: А если аудитория голосует ногами, и люди начинают уходить посреди выступления?

Р.Г.: Если провал очевиден, нужно расслабиться и готовиться к новому выступлению. Театральные актеры считают, что второй спектакль всегда провальный. У самых опытных ораторов бывают неудачные дни.

Кроме того, не стоит забывать, что часть людей покидает зал по объективным причинам: слушатели, приехавшие в Москву из других городов, могут спешить на самолет. Кто-то, улучив момент, может отправиться в туалет. Иногда параллельно в других аудиториях идут выступления других спикеров… И когда тогда толпа людей внезапно покидает зал, оратору, кажется, что до провала всего один шаг. Это не так. Я советую относится к подобным ситуациям по-философски. Но в идеале оратор все же должен выступать настолько ярко и зажигательно, чтобы слушатели забыли о своих гаджетах. Такой уровень мастерства достижим.

Executive.ru: Как его достичь?

Р.Г.: У ораторского успеха три составляющих: талант, хорошая школа и богатый опыт. Но кто знает степень нашего таланта? Пока мы не получим хорошую школу и не наработаем достаточно опыта, мы этого не поймем. Если человек балагур и душа компании, вовсе не значит, что он будет хорошим оратором. То же самое касается эрудированности и начитанности. Я сам видел, как замкнутые, угрюмые в быту люди, просто расцветали на сцене и покоряли аудиторию. Зачастую, человек, который прекрасно пишет, абсолютно несостоятелен как оратор. И, наоборот, талантливый оратор не всегда может красиво подать материал на бумаге. За разные виды деятельности отвечают разные участки коры нашего мозга. Навык вырабатывается через многократное повторение, правильное повторение. Неправильное повторение результата не принесет.

15943348952_e36f9e3523_k

Репетиция «битвы»

Executive.ru: Как готовиться к выступлению, понимая, что публика будет пристрастной и агрессивной?

Р.Г.: Я знаю, что все этого очень не любят и стараются избежать, но в основе успешного выступления лежит рутина. Тщательная подготовка контента, тренировки – это скучно, но необходимо.

Второй аспект: попытайтесь предугадать, кто и какие каверзные вопросы может вам задать. Подготовьте сценарий ответов, отрепетируйте его и ждите этих вопросов.

Третий совет: если вы точно знаете, что вам зададут какой-то острый вопрос, вы можете договориться со своими людьми в аудитории, чтобы именно они инсценировали этот выпад. Тем самым вы сыграете на опережение и в первые минуты выступления ликвидируете самую опасную угрозу.

И еще один очень важный совет. Расслабьтесь, создайте себе перед таким выступлением мягкий эмоциональный фон, прогуляйтесь, подумайте о хорошем, позвоните, тем, кого вы цените и кто ценит вас. Такой релакс поможет справиться с предстоящим стрессом.

От оратора 1.0 к оратору 2.0

Executive.ru: Теперь вопрос о предстоящем тренинге. Почему он называется «Ораторское искусство 2.0»?

Р.Г.: Начнем с того, что я его существенно обновил. Я уже пятнадцать лет провожу тренинги по ораторскому искусству. Очень глубоко погрузился в эту тему, изучил огромный пласт материалов, написал шесть книг. В какой-то момент я понял, что достиг предела и взял тайм-аут на пять лет, заявив, что за это время я не буду проводить таких тренингов. Ораторское искусство не наскучило мне, не приелось, просто нужен был перерыв. И вот после столь долгого тайм-аута я кардинально обновил и актуализировал материал своих тренингов.

Executive.ru: Чуть подробнее о новом в программе…

Р.Г.: В мире происходят стремительные изменения. Выступления становятся короче и динамичнее. Концентрация материала соответствующая. Трудно представить, что часовой отчет финдиректора кому-то будет интересен. Порой для завоевания аудитория дается всего две-три минуты. И я хочу дать новому поколению ораторов знания, которых требует новая реальность.

Еще один важный момент: все мы от природы ораторы, у каждого из нас есть, хоть и небольшой, багаж публичных выступлений. Это тот набор знаний делает из нас ораторов 1.0. Я предлагаю сделать апгрейд и довести мастерство слушателей до версии 2.0.

Executive.ru: Какую аудиторию вы приглашаете?

Р.Г.: Случайные люди ко мне не приходят. А приходят те, кто хочет здесь и сейчас решить для себя какую-то важную задачу. Причем для многих важно выступить всего один раз и важно подтянуть тот или иной навык. Но этот навык – необходимая часть их карьерного роста. Часть аудитории совершенно справедливо решила для себя, что современный деловой человек обязан уметь говорить публично.

Executive.ru: В каком формате проходят тренинги?

Р.Г.: В моей аудитории 100-150 человек. Чаще тренеры собирают мини-группы из 10-15 человек. Но технологии, которые использую я, позволяют эффективно работать с большим числом участников.

Я всегда даю возможность своим слушателям выйти на сцену и отточить свои навыки, выступив перед залом. Но, если такого желания нет, или, если человек пока не готов выступать, он сможет работать в группах. Я делю участников тренинга на несколько тематических групп, выполняющих определенные задания. В таких командах царит дружелюбная атмосфера, люди дают советы друг другу, подсказывают, разыгрывают мини-сценки, моделирующие реальное выступление.

В первый день курса мы отрабатываем технику удержания внимания аудитории, пластику, работу с голосом. Тренируемся отвечать на вопросы, в том числе – на неудобные вопросы. А во второй день я повожу VIP-тренинг, на который приглашаю только тридцать человек, желающих еще серьезнее прокачать свои навыки, приблизить их к идеалу. У этих людей на карту поставлена вся будущая карьера. И они знают, чего хотят добиться.

***

Полезные ссылки:

По всем вопросам пишите: mail@radislavgandapas.com
Архив по годам