Слово «харизма» окружено сегодня ореолом мистики и скепсиса. Однако, мы не можем не признать, что явление это существует и люди с харизмой легко добиваются такого влияния на окружающих, какое и не снилось людям, харизмой не наделенным. Наука давно изучает это явление и сейчас у нас есть возможность увидеть, что харизматическое влияние может быть управляемым, оно может стать еще одним ресурсом современного лидера для достижения самых смелых планов не только в бизнесе, но и в жизни в целом.
25 октября в Москве пройдет авторский тренинг «Харизма лидера: имидж и мистика, психология и власть».
Для вас Радислав Гандапас размещает главы из одноименной книги “Харизма лидера”.
Сегодня публикуется часть из восьмой главы “Харизматическая коммуникация”.
Лидер как оратор
Далеко не любому харизматическому лидеру по душе такая игра на эмоциях. Однако что наверняка общее для харизматиков — это ораторские навыки. Хороший лидер не может быть плохим оратором. Его харизма непременно проявляется в коммуникации. И наоборот, хороший оратор на время выступления получает власть над аудиторией: заставляет ее испытывать определенные чувства, даже подталкивает к нужным действиям. Это эффект ситуативной харизмы. А поскольку между ораторством и харизмой наблюдается столь сильная связь, мы можем попытаться, опираясь на биографии и речи известных лидеров, выделить самые типичные и распространенные черты харизматического выступления.
Для харизматического оратора очень важны истории. Он мастер рассказывать байки и басни, случаи из жизни, которые иллюстрируют его доводы лучше любой статистики. Харизматики — естественные мастера сторителлинга, специального метода обучения и убеждения с помощью рассказывания историй (одним из основателей этого метода был консультант и оратор Дэвид Армстронг). Ведь задача лидера — транслировать последователям цель, довести ее до них в понятной форме, на понятном языке. И зажечь этой миссией. Зародить в них ощущение ее чрезвычайной значимости, желание идти к ней, осознание собственной полезности для лидера и для решаемой сверхзадачи.
Харизматик умеет заинтриговать толпу своими историями. Причем самый частый объект его рассказов — он сам, его биография, то, что он слышал и с чем столкнулся. Его выступления часто начинаются с историй или ставят историю в центр разговора. Харизматические выступления часто проходят в жанре проповеди. Это речь, спущенная до уровня аудитории — и одновременно поднимающая аудиторию до уровня оратора. Это призыв что-то сделать, что-то изменить в себе. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». Харизматический образ Христа во многом был создан его пропагандистской работой, вестью, которую он нес людям. И его примеру, описанному в Евангелиях, следовали многие харизматики других эпох, от французских революционеров до Герцена и Ленина.
Харизматические выступления — обычно личные и эмоциональные. Харизматик не просто рассказывает историю или излагает факты, а сообщает о них через призму собственного авторского осмысления. Он много говорит о личном впечатлении, о своем отношении к вещам. Он говорит о своей страсти и о том, как он сам заражен поставленной целью.
Обращение Гитлера к немецкому народу в связи с началом войны против СССР начиналось со слов: «Одолеваемый тяжелыми заботами, я был обречен на многомесячное молчание. Но теперь настал час, когда я наконец могу говорить открыто». И далее: «Сознавая свою ответственность перед своей совестью и перед историей немецкого народа, я счел возможным не только заверить эти страны [Литву, Эстонию, Латвию, Финляндию, Бессарабию, Украину] и их правительства в лживости британских утверждений, но и, кроме того, специально успокоить самую сильную державу Востока с помощью торжественных заявлений о границах сфер наших интересов. Национал-социалисты! Вы все, конечно, чувствовали тогда, что этот шаг был для меня горьким и трудным». И далее: «Я сделал это с тяжелым сердцем. Причина понятна: если Германский рейх дает гарантию, это означает, что он за нее ручается. Мы не англичане и не евреи».
У Черчилля в Фултонской речи были такие слова: «Во время заключения Версальского договора я был министром и близким другом г-на Ллойд Джорджа, который возглавлял делегацию Великобритании в Версале. Я не соглашался со многим из того, что было там сделано, но у меня отложилось очень яркое впечатление от ситуации того времени, и мне больно сопоставлять ее с нынешней. Это были времена больших ожиданий и безграничной уверенности в том, что войн больше не будет и что Лига Наций станет всемогущей. Сегодня я не вижу и не чувствую такой уверенности и таких надежд в нашем измученном мире. С другой стороны, я гоню от себя мысль, что новая война неизбежна, тем более в очень недалеком будущем. И именно потому, что я уверен, что наши судьбы в наших руках и мы в силах спасти будущее, я считаю своим долгом высказаться по этому вопросу, благо у меня есть случай и возможность это сделать».
А президент Кеннеди в инаугурационной речи сказал: «В долгой мировой истории лишь немногим поколениям в час величайшей опасности была дарована роль защитников свободы. Я не уклоняюсь от такой ответственности — я ее приветствую. Я не верю, что кто-то из нас согласился бы поменяться местами с любым другим народом, с любым другим поколением. Энергия, вера, преданность, с которыми мы беремся за эту попытку, озарят нашу страну, всех, кто служит ей; отблеск этого пламени поистине может озарить весь мир».
При этом лидер-оратор выступает еще и в роли педагога, ментора, наставника. Это такая модель коммуникации, в которой харизматик учит или поучает других. Он знает, как нужно поступить, «как правильно». Он может быть ровесником тех, кто сидит в аудитории, может быть моложе их. Но он транслирует им впечатление, будто обладает более обширным жизненным опытом.
Этот опыт легитимизирует его слова и его призывы. Харизматик стремится создать в своих выступлениях ощущение беседы, живого разговора, живой речи. Как правило, он не пользуется бумажками и конспектами, редко обращается к презентациям и слайдам. Он концентрирует внимание аудитории на себе, на своем лице, своих жестах, движениях. Он добивается зрительного контакта со слушателями. И при этом сами выступления харизматика — по крайней мере важные — хорошо срежиссированны. У них есть свои законы: непременное вступление, нарастание напряжения, кульминация и финал. Они приобретают форму профессиональных театрализованных представлений. И, как всегда бывает в театре, они обычно являются результатом серьезных репетиций.
Стив Джобс повторял свои знаменитые презентации — на первый взгляд, весьма непринужденные выступления, — пока в точности не добивался желаемого эффекта. Гитлер и Черчилль репетировали важные речи часами, сидя или стоя перед зеркалом. Черчилль потратил много усилий на то, чтобы смягчить дефекты речи — неправильное произношение звука «с» и заикание.
Выступления харизматиков заряжены энергией, даже демонстрируют ее избыток. Чтобы уметь произнести пять, десять речей за день и продолжать заражать своей целью слушателей, харизматикам нужна недюжинная физическая подготовка.
В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится о том, как Дмитрий Донской «зажигал» войска в ночь перед Куликовской битвой: «Окончив молитву и сев на коня своего, стал он по полкам ездить с князьями и воеводами и каждому полку говорил: “Братья мои милые, сыны русские, все от мала и до великого! Уже, братья, ночь наступила, и день грозный приблизился — в эту ночь бдите и молитесь, мужайтесь и крепитесь, Господь с нами, сильный в битвах. Здесь оставайтесь, братья, на местах своих, без смятения. Каждый из вас пусть теперь изготовится, утром ведь уже невозможно будет приготовиться”». Перед самой битвой князь опять объехал свои полки и говорил: “Отцы и братья мои, Господа ради сражайтесь, и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и спаситель душ наших”».
Харизматики могут быть жесткими, бескомпромиссными ораторами, не склонными к особой корректности. Это не вежливые презентации, в которых находится место для благодарности в адрес каждого, кто проходил мимо во время работы над слайдами. Речь лидера бьет под дых, кружит голову, подрывает сложившиеся представления. Она может быть скандальной и для кого-то обидной. Это выступление, ставящее слушателей в ситуацию конфликта с реальностью.
Дмитрий Донской заканчивал призыв готовиться к бою с татарами такими словами: «Гости наши уже приближаются, стоят на реке на Непрядве, у поля Куликова изготовились к бою, и утром нам с ними пить общую чашу, друг другу передаваемую, ее ведь, друзья мои, еще на Руси мы возжелали. Ныне, братья, уповайте на Бога живого, мир вам пусть будет с Христом, так как утром не замедлят на нас пойти поганые сыроядцы».
Все помнят предвоенную речь Черчилля: «Мы пойдем до конца, мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и на океанах, мы будем сражаться с возрастающей уверенностью и растущей силой в воздухе. Мы будем оборонять наш Остров, чего бы это ни стоило. Мы будем сражаться на побережье, мы будем сражаться в пунктах высадки, мы будем сражаться на полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах. Мы не сдадимся никогда».
Темп речи харизматика отличается от обычного разговора. Хотя единую модель здесь обнаружить трудно. У многих харизматических лидеров речь довольно медленная. Они делают большие паузы, а во время выступлений на сцене не слишком активно двигаются. Им важно, чтобы их фигура была центром притяжения.
Сталин, как известно, выступал очень сдержанно. Фидель Кастро выступал неторопливо, давая своим словам дойти до аудитории и закрепиться в сознании, но говорил театрально, раскатисто, играя модуляцией своего голоса.
С другой стороны, встречаются и успешные харизматические ораторы вроде Гитлера, яростно жестикулирующие, кричащие, брызгающие слюной. Совсем не сдерживается в своих выступлениях Жириновский — наоборот, именно на несдержанности, на своих криках, доходящих до истерики, он и строит выступления. Николя Саркози тоже склонен говорить энергично, эмоционально, размахивая руками и постоянно двигаясь.
Харизматический оратор — не ловкий болтун или умелый продавец. Ему необходимо умение «продавать» свои идеи, однако он не разговаривает на языке выгоды, а заражает слушателей своей миссией и своей индивидуальностью. Аудитория харизматического лидера должна понять, что перед ней необычный, уникальный человек.
Речь харизматика может быть полна особых словечек и выражений, которые не встречаются ни у кого другого. Или, по крайней мере, не встречаются в таком же контексте. Они могут указывать на его особое происхождение, особые факты биографии или его особую идеологию. На индивидуальность работает и специфическая жестикуляция. Она может быть неловкой или забавной. Главное, чтобы она соответствовала его образу, говорила аудитории, что перед ней цельная личность.
Лидер может даже страдать дефектами речи или демонстрировать сильный акцент. Эти обстоятельства намекают на уникальность его биографии. Дефект может быть связан с болезнью, даже со столкновением со смертью. Акцент — типичное проявление «харизмы чужака». Здесь сразу вспоминаются ельцинское «понимаешь», неправильно расставленные ударения у Горбачева (нАчать, дОбыча и мЫшление), сталинский акцент или коверкание смысла и речевые ошибки у Буша-младшего и Черномырдина. Харизматику нужно, чтобы его понимали, но не требуется идеально гладкая, красивая речь. Индивидуальность берет верх.
Каковы особенности вашей речи?
Пишите в комментариях!
Лично задать свои вопросы Радиславу и поделиться своими мыслями вы сможете 25 октября на московском тренинге «Харизма лидера: имидж и мистика, психология и власть».
Через неделю выйдет в публикацию очередная глава из книги, а сегодня приглашаем вас зарегистрироваться на тренинг на сайте: moscow.radislavgandapas.com
Друзья, внимание! До начала тренинга осталось всего 8 дней! Успейте зарегистрироваться на moscow.radislavgandapas.com и приходите!
гениально!
Если человек знает : кто он? какова его миссия? его цель? в каком направлении двигаться? У него не будет нужды репетировать часами свои речи, Его речь будет идти от сердца, как Христос. ОН знал, кто Он и зачем пришел. А все, что ума, обычное позерство. Можно, конечно, покуражиться и поманипулировать. Но рано или поздно такой лидер будет разоблачен. Харизма идет от сердца, она увлекает за собой толпы людей…интересная статья, надо еще поразмышлять.
Радислав! можете подсказать как научится сочинять впечатляющие речи на ходу ?
Начинать это делать) Прочитали главу — что сделали в итоге сами?
Александр, только практика! Невозможно научиться кататься на велосипеде, глядя как делают это другие.
Пытался рассказывать о каком либо первом попавшемся на глаза предмете в течении 5 — и минут, с начало было тяжеловато а потом началось такое))) даже не думал что можно столько рассказать.
Вообщем буду тренироваться каждое утро по пол часа.
Через месяц отпишу как успехи.
Может кто то еще подскажет какой нибудь приемчик ?
Всем добрый день !!! Я являюсь технологом одной известной косметической фирмы! Конечно. нас обучают как правильно проводить семинары , но то, что предлагает Радислав , стало для меня новой ступенью в развитии своих способностей !!! Кстати , я догадывалась,что немного отличаюсь от остальных тем ,что приехала из другой страны ! И синдром»чужака» налицо, короткая стрижка так же выделяет меня и сам факт, кто и за сколько меня стрижет приводит в восторг слушателей !!! Все время двигалась интуитивно, но когда предлагают четкую структуру я только рада все применять ,а в том ,что это работает для себя убедилась! Спасибо , успехов ,получайте удовольствие ,даже когда общаетесь с близкими !!!
Здравствуйте! Надо много читать.
Доброго времени суток! Мой опыт в проведении семинаров позволяет мне заявить с 100% гарантией ,что без подготовки и репитиций можно провести семинар ,но результативней будет все-таки с подготовкой и не только в продажах, эммоциональное состояние слушатателей зашкаливает и приводит в состояние легкого транса (удовольствие) !!! В такой атмосфере рождаются интересные вопросы, когда я не знаю ответа , но начинаем размышлять вместе приходим к интереснейшим выводам. И все у меня идет от сердца ,я хочу чтоб слушатели научились правильно работать с клиентами и не допускали ошибок при обслуживании! И на самом деле нет доказательст ,что Христос был неподготовленым, наверняка боги готовили его к этой миссии !!! Спасибо , желаю каждому найти свой путь к успеху !
Радислав, спасибо за материал, и в настоящий момент могу отблагодарить вас тем, что отвечу на ваш вопрос: «Каковы особенности вашей речи?
Пишите в комментариях!»
Я восемь лет читаю авторский курс графическим дизайнерам, много лет занимаю должности, связанные с развитием, с необходимостью вести за собой в неизвестное. Например, должность директора по развитию. Понемногу веду и бизнес-тренинги по вопросам управления. Так что говорить приходится много и везде по-разному.
На утренней планерке — кратко, но с долей энтузиазма — чтобы у слушающих возникал потенциал к действию, но как бы на основании своих суждений, а не моих технологий.
На рабочих переговорах — иногда довольно хитро. Можно позволить оппоненту перейти в наступление, обнаружить нетвердость голоса, использовать длинные витиеватые фразы, которые ничем не заканчиваются. После чего оппонент раскрывается, и тут уже голос крепчает, беру на пол-октавы ниже и перехожу в наступление. Это далеко не всегда обман — я прямым текстом говорю, что, мол, видите, не в тоне дело, а в сути, которую давайте обсудим подробнее.
На лекциях я позволяю себе рассказывать самые разные отвлеченные истории, причем сами собой подхватываются фрагменты из фильмов, книг, историй других людей. И в точности по вашему описанию, такие истории слушают даже заядлые любители играться, не поднимая головы, со смартфонами.
Постоянно приходится работать над контрастностью речи. Меняю темп, меняю громкость, могу внезапно повторить дважды, могу внезапно повторить дважды. И опять же, как вы когда-то говорили, просто невозможно сделать что-то настолько глупое, чтобы испортить впечатление ))) А ведь люди ко мне приходят на вечерние занятия, у каждого за спиной трудный рабочий день. Это. с одной стороны, усложняет задачу по фокусировке внимания, с другой же — делает аудиторию более податливой. Моя грусть, или мой восторг, или прочувствованное мной «откровение» — всё самым непосредственным образом отражается в состоянии слушающих. Но не всегда на лице — мужчины, как правило, сидят с невозмутимостью индейцев.
Говорю я на хорошем русском языке, но, будучи родом из Ялты (а в Крыму сплетено много культур), иногда перемежаю речь украинскими присказками, английскими поговорками, имитирую разные акценты. Иногда советуюсь с аудиторией, какое слово в данном случае лучше употребить. Вообще пониманию слов уделяю внимание. В чем разница между «равнодушно» и «безразлично», между «сочувствие» и «сострадание»?.. Это почти вынужденная мера, чтобы мы нечаянно не ушли в область бессмысленной битвы за по-разному понятые слова.
И вот что еще интересно. Особенно убедительным у меня получается быть, когда я как бы не стараюсь убедить. Когда внутри у меня четкая установка: хотите — верьте, не хотите — не верьте. То есть, я не убеждаю, а только рассказываю о своей убежденности.
Радислав, если вы вдруг дочитали до этого места, еще раз хочу сказать вам спасибо за тему, которой вы занимаетесь, и умение, с которым вы это делаете.
оч. полезная статья, Радислав благодарю. По чесноку, я иногда боюсь «зарядить» слишком много в аудиторию, хотя я уверен стоит это делать, по контексту разумеется. Еще вопрос, получается к автору, как вы считаете, стоит ли акцентировать негатив в выступлении, если того требует контекст ? Получается, мы создаем провал в минус, причем основательно чтобы «цепануло», а потом выходим вверх. По сути, да это маятник, про который вы говорите.