«БЖ» взялся записывать заметки и замечания, случайно брошенные Гандапасом во время командировок по бескрайней родине и за ее пределами.
Журнал «Бизнес и Жизнь» №87, март 2014.
НЕТ КРОВИ — НЕЧЕМ ГОРДИТЬСЯ
Следил за Олимпиадой и ловил себя на мысли, что спорт – не повод для патриотизма. Я за личности, за волю, а не за «наших». Я люблю смотреть красивый спорт вне зависимости от того, какой флаг вышит на рукаве спортсмена. «Мы круче всех! Мы всех сделаем!» – достойный спорт не про это и не для этого. Вот немецкие лыжники обнаружили, что не могут выступать: их устройства для шлифовки лыж оказались неисправными. Они обратились к своим друзьям австрийцам и швейцарцам, но те отказали конкурентам за медали. Тогда немцы попросили помочь русских, и наши спортсмены выручили сборную Германии, одолжив ей необходимое оборудование, – вот про что настоящий спорт.
Спорт – про взаимовыручку, спорт – про солидарность, спорт – про дружбу. Спорт – не война.
Я вообще в последнее время настороженно начал относиться к патриотизму и формам его проявления. К примеру, для меня до сих пор остается вопросом, стоит ли так сильно напирать на Великую Отечественную войну как на повод для патриотизма. Это бесконечное мясо по телевизору, эти бесконечные рассказы о том, как нас резали, душили и морили голодом, а всё вместе – главная причина, почему мы должны любить отчизну. Я очень уважительно отношусь к войне и тем, кто принимал в ней участие. Мой дед прошел всю войну, окончил ее с ранениями, но, слава богу, живым. Мне просто не нравится, что ВОВ используется для патриотизма. А если задуматься: на чем основывается патриотизм голландцев? У них не было блокады, не было концлагерей, не было фашизма, то есть им нечем гордиться? Если в прошлом нет крови – нечем гордиться? Мне кажется, каждый народ должен иметь повод для гордости в настоящем и будущем, а не в прошлом, в достижениях, а не в страданиях. Не помню, кто из великих сказал: «Те, у кого нет будущего, обязательно сделают культ из прошлого». Спросите россиян: «Что с нами будет через 10 лет? Чем и кем мы будем?» Увы, мало кто ответит.
НЕ ДАЛ УМЕРЕТЬ — ПОЛУЧИЛ ПРАВО НАКАЗАТЬ
Когда был совсем маленьким, мы жили с родителями в гарнизоне под Житомиром, а вокруг – лес, озера, болота. Ограждений у военного городка не было, при этом детям категорически запрещалось выходить за пределы двора. Однажды старшие ребята позвали меня убежать за пределы. Отказаться было неудобно. Мы шли, шли, шли и очутились на острове (вода неожиданно для нас поднялась, и землю вокруг затопило). Мы не сразу осознали опасность, поэтому не убежали с острова, пока это еще было возможно. А вода все прибывала и прибывала, все ближе и ближе подступала к нашим ногам.
Слава богу, нас начали искать. Слава богу, нашли. Мой отец надел рыбацкие сапоги и стал переносить нас. Как сейчас помню, последнего мальчика он переносил, когда вода ему была выше пояса. Когда мы все оказались в безопасности, получили не по больной, но жутко обидной затрещине. Да, ребята были не его сыновьями, он их не породил, но он не дал им умереть, значит, получил право наказать. Думаю, если бы не было той затрещины, то я забыл бы этот случай из детства. Уверен, если бы не было той затрещины, то опасных моментов, в которые я бы совал свой нос, было гораздо больше. Отцовская затрещина стала охранительной.
БИЗНЕС — СБОРИЩЕ ДЕЗЕРТИРОВ
Я сын военного. В этом много плюсов и много минусов, причем некоторые плюсы могут одновременно быть и минусами. Например, у военных жестко структурировано время и пространство, потому что военный – часть очень сложной машины, которая должна двигаться синхронно. Все военные заморочены вопросами тайминга и порядка. В каком‑то смысле это плюс, а в каком‑то – минус. Мне сложно смириться с тем, что вещи не на местах, что кто‑то опаздывает, что возможны ЧП – в общем, что нарушается синхронность времени и пространства. При этом я осознаю, что никто не обязан синхронизироваться со мной и надо научиться относиться к дисбалансу проще, но я искренне считаю, что бизнесу не хватает военной дисциплины. Когда совещание длится столько, сколько длится, а не столько, сколько было запланировано, когда задачи выполняются двумя сотрудниками одновременно, а значит, никем, когда топ ставит перед сотрудниками цель, а потом сам о ней забывает, потому что просто забывает, – чудовищная расхлябанность бизнеса.
Лично мне современный бизнес напоминает сборище дезертиров. А однозначно отрицательная сторона профессии моего отца – его часто не было дома, причем исчезал он непредсказуемо. Ситуация: в пятницу планируем выходные, а в субботу просыпаюсь – папы нет: папу ночью подняли по тревоге. При всем этом отец дал мне многое. У военных большие отпуска – по два месяца, которые мы путешествовали семьей на машине. И он всегда брал меня на рыбалку, поэтому возможность поговорить и показать мне, что значит быть мужчиной, была. Не могу сказать, что обижен на отца: с детства привык к его графику и, видимо, настолько, что теперь сам живу такой жизнью, хотя и не военный. Частенько приезжаю домой ночью, а дети уже спят. Утром они просыпаются, идут в школу, в сад, а я поднимаюсь позже, меняю белье в чемодане и улетаю снова. Издержки профессии.
Насчет патриотизма — заметил то же самое живя в Испании.
Патриотически настроенный однокурсник показывал героическое видео о «Голубой дивизии», воевавшей на восточном фронте. Зная в целом неплохо историю ВОВ, её масштабы, и прочитав в свое время пару-тройку воспоминаний полководцев — я понимал, что эта дивизия минимально влияла на ход тех событий. Но сколько гордости, приправленной очень схожим с русским, мнением, что якобы мы, испанцы, слегка повернутые, и если что — всех победим.
Всего то одна дивизия… а все потому что Испания в других серьезных военных конфликтах не участвовала, и по той же логике получается что гордиться нечем.
P.S. Еще не раз уже приходилось видеть карту колониальной испанской империи, опять же с гордостью демонстрировали, а-ля монголы.
Сплотить народ можно разными способами. Например тем, что дать народу достойный быт и справедливые отношения с государством. А можно взамен этого постоянно апеллировать к героическому прошлому предков. Второе проще и дешевле.
А если это второе подкрепить еще и некоей светской версией этнофелизма… То результаты вообще будут поразительными.
Но и будущая катастрофа будет тоже поразительной!..
Почему Вы решили, что ВОВ — это повод для патриотизма? Может быть это просто история, о которой не стоит забывать, а лучше даже знать в подробностях.
Раз уж знать историю — то не выбирать некоторые события, а про другие забывать. Да кстати историю ВОВ тоже мало кто знает.
Речь ж идет о использовании тех событий в иных целях, искусственном порождении гордости. Это уже не хорошо.
Странно, очень странно звучат слова Радислава. Выходит и деда, и его ранения, и его кровь, и его страдания не надо помнить? Это ведь прошлое, зачем оно нам сытым, обеспеченным, «упакованным»? Нам ведь теперь лень написать Великая Отечественная война, мы просто сократим и напишем ВОВ, и память свою сократим, переведем ее в аббревиатуру ИНПР (иваны не помнящие родства). А Великая война эта не была тусовкой, тренингом или чем-то таким, в чем «принимают участие», там просто умирали за свою землю, дом, семью, Отчизну — да-да с заглавной буквы, потому, что имя отца всегда пишу с заглавной. А патриотизм он ведь от латинского «Отечеству служить». И что как не Великая Отечественная война может быть ярчайшим примером такого служения. Я помню всегда другое известное высказывание — «Тот народ, который забудет свое прошлое, не имеет будущего». Чем гордитесь Вы, Радислав? Эфимерным будущим или тем чего Вы достигли своим умом, упорством, страстью, любовью. Ведь Ваши успехи — это прошлое, Ваши книги, интервью, идеи — все прошлое. И все то новое, что появится, родится будет только отголоском этого прошлого. А боль и страдание (хотя бы и в исторической памяти народа) необходимы, без них нет свободы (Н.Бердяев «Опыт парадоксальной этики»).
Кстати, о голландцах: 10 мая 1940 года фашистские войска вторглись на территорию Голландии, а 15 мая 1940 года нидерландские вооружённые силы капитулировали. Королевская семья уехала в Лондон, в стране было создано прогерманское правительство. Из голландских добровольцев были созданы две дивизии войск СС (23-я и 34-я). Нидерланды были освобождены войсками союзников от немецкой оккупации 5 мая 1945 года. Так что и фашисты были и помнят они о войне и стыдно им за одних и гордятся они другими, теми кто бал в голландском Сопротивлении (сам видел и слышал). Я уж не буду вспоминать Вильгельма Оранского, 80-летнюю войну, Нидерландскую революцию, войны католико с гугенотами и т.д. кровушки полито немало!
Андрей, первое — перечитайте еще раз статью. Там где то сказано что НЕ НАДО помнить? Там разве не сказано об уважении, и том что эта война коснулась конкретно семьи Радислава. Моей семьи к слову тоже, да и сложно найти кого не коснулось. Второе — речь идет о НАПИРАНИИ на память об этой войне, об использовании в целях манипуляций. Третье — не переходите не личности, и не судите о чужих успехах. Не вам этим заниматься.
Хороший Вы человек Радислав!
А я, уважаемый Виталий, не сужу, я думаю, что человек, когда решает вести блог, то прежде всего хочет знать мнения и взгляды других на волнующие его темы. Ему не нужны во всем согласные, глядящие в рот и, считающие неоспоримой истиной все сказанное или написанное. Не сужу, оценок не даю, но говорю то, что думаю. Извините, если чем-то обидел.
NB! Полностью согласен с Николаем Вячеславовичем, хотя это ведь оценка?
Да нет Андрей, по моему вы как раз начали судить о достижениях и прочем, о поводах для гордости Радислава — что имхо является личным, и в контексте блога считаю неуместным.
А касаемо высказывания мнений — Боже упаси, никто не оспаривает свободу их высказывания, я только за дискуссии и разнообразие мнений.
Мне нравится цитата из книги «Секрет»: «Вместо того, чтобы сосредотачиваться на мировых проблемах, обратите свое внимание и энергию на доверие, любовь, изобилие, образование и мир.» СПАСИБО РАДИСЛАВ! Успехов!
Сколько людей — столько и мнений. У каждого из нас своя “история “, своя информационная база свой опыт, своя Душа. В соответствии с ним — своё мировоззрение и миропонимание.
В слове патриотизм, корень “патер“ (Отец, в более глубоком понимании — Предок). Понимаю, что сейчас не модно помнить жизнь и деяния Предков (и что поделать, что на нашей территории было большое количество войн). Мы не знаем смысл слова Въра, нам “прививают“ религии. Забрали летописи и выдали в соответствии с иудейской торой (она же — Пятикнижие Моисея, она же -“Ветхий завет “) новодел – ИзТорыЯ. У нас забрали даже имена, в основном сегодня мы носим древнееврейские и греческие (я не говорю что они плохие — просто эти имена для иудеев и греков).
Я не знаю очень глубоко историю своих Предков, однако знаю, что на полях первой мировой остались два моих прадеда, третий вернулся без ноги – вся грудь в крестах.
В Великой Отечественной погибли два моих деда. Один – рядовой танкист пал смертью героя на Курской дуге, второй — офицер пропал без вести под Сталинградом. Один похоронен в братской могиле под Прохоровкой. Место погребения второго не известно.
Отец — прошел Афган. И я в своё время посетил не одну горячую точку и знаю, что такое война.
Поэтому, лично для меня Великая Отечественная война и мужество Предков это повод для патриотизма и гордости.
Простите, на чём основывается патриотизм голландцев, почему австрийцы так любят Кончиту Вурст, чем так хороша ювенальная юстиция и многие другие европейские ценности – мне не особо интересны. Мне это не близко и даже чуждо.
Понимаю, что у них своя Родина, своя жизнь и своё понимание. У меня — своё…