Радислав Гандапас

Радислав Гандапас

  • Лидерство
  • Мотивация
  • Развитие

Радислав Гандапас — самый известный в России специалист по лидерству. Автор9 книги14 фильмовпо лидерству и ораторскому искусству.

Командировки №87 («Бизнес и жизнь»)

«БЖ» взялся записывать заметки и замечания, случайно брошенные Гандапасом во время командировок по бескрайней родине и за ее пределами.

Журнал «Бизнес и Жизнь» №87, март 2014.

НЕТ КРОВИ — НЕЧЕМ ГОРДИТЬСЯ

estafeta-serebro

Следил за Олимпиадой и ловил себя на мысли, что спорт – не повод для патриотизма. Я за личности, за волю, а не за «наших». Я люблю смотреть красивый спорт вне зависимости от того, какой флаг вышит на рукаве спортсмена. «Мы круче всех! Мы всех сделаем!» – достойный спорт не про это и не для этого. Вот немецкие лыжники обнаружили, что не могут выступать: их устройства для шлифовки лыж оказались неисправными. Они обратились к своим друзьям австрийцам и швейцарцам, но те отказали конкурентам за медали. Тогда немцы попросили помочь русских, и наши спортсмены выручили сборную Германии, одолжив ей необходимое оборудование, – вот про что настоящий спорт.

Спорт – про взаимовыручку, спорт – про солидарность, спорт – про дружбу. Спорт – не война.

Я вообще в последнее время настороженно начал относиться к патриотизму и формам его проявления. К примеру, для меня до сих пор остается вопросом, стоит ли так сильно напирать на Великую Отечественную войну как на повод для патриотизма. Это бесконечное мясо по телевизору, эти бесконечные рассказы о том, как нас резали, душили и морили голодом, а всё вместе – главная причина, почему мы должны любить отчизну. Я очень уважительно отношусь к войне и тем, кто принимал в ней участие. Мой дед прошел всю войну, окончил ее с ранениями, но, слава богу, живым. Мне просто не нравится, что ВОВ используется для патриотизма. А если задуматься: на чем основывается патриотизм голландцев? У них не было блокады, не было концлагерей, не было фашизма, то есть им нечем гордиться? Если в прошлом нет крови – нечем гордиться? Мне кажется, каждый народ должен иметь повод для гордости в настоящем и будущем, а не в прошлом, в достижениях, а не в страданиях. Не помню, кто из великих сказал: «Те, у кого нет будущего, обязательно сделают культ из прошлого». Спросите россиян: «Что с нами будет через 10 лет? Чем и кем мы будем?» Увы, мало кто ответит.

НЕ ДАЛ УМЕРЕТЬ — ПОЛУЧИЛ ПРАВО НАКАЗАТЬ

54_big

Когда был совсем маленьким, мы жили с родителями в гарнизоне под Житомиром, а вокруг – лес, озера, болота. Ограждений у военного городка не было, при этом детям категорически запрещалось выходить за пределы двора. Однажды старшие ребята позвали меня убежать за пределы. Отказаться было неудобно. Мы шли, шли, шли и очутились на острове (вода неожиданно для нас поднялась, и землю вокруг затопило). Мы не сразу осознали опасность, поэтому не убежали с острова, пока это еще было возможно. А вода все прибывала и прибывала, все ближе и ближе подступала к нашим ногам.

Слава богу, нас начали искать. Слава богу, нашли. Мой отец надел рыбацкие сапоги и стал переносить нас. Как сейчас помню, последнего мальчика он переносил, когда вода ему была выше пояса. Когда мы все оказались в безопасности, получили не по больной, но жутко обидной затрещине. Да, ребята были не его сыновьями, он их не породил, но он не дал им умереть, значит, получил право наказать. Думаю, если бы не было той затрещины, то я забыл бы этот случай из детства. Уверен, если бы не было той затрещины, то опасных моментов, в которые я бы совал свой нос, было гораздо больше. Отцовская затрещина стала охранительной.

БИЗНЕС — СБОРИЩЕ ДЕЗЕРТИРОВ

14739619477_2998c36f5e_b

Я сын военного. В этом много плюсов и много минусов, причем некоторые плюсы могут одновременно быть и минусами. Например, у военных жестко структурировано время и пространство, потому что военный – часть очень сложной машины, которая должна двигаться синхронно. Все военные заморочены вопросами тайминга и порядка. В каком‑то смысле это плюс, а в каком‑то – минус. Мне сложно смириться с тем, что вещи не на местах, что кто‑то опаздывает, что возможны ЧП – в общем, что нарушается синхронность времени и пространства. При этом я осознаю, что никто не обязан синхронизироваться со мной и надо научиться относиться к дисбалансу проще, но я искренне считаю, что бизнесу не хватает военной дисциплины. Когда совещание длится столько, сколько длится, а не столько, сколько было запланировано, когда задачи выполняются двумя сотрудниками одновременно, а значит, никем, когда топ ставит перед сотрудниками цель, а потом сам о ней забывает, потому что просто забывает, – чудовищная расхлябанность бизнеса.

Лично мне современный бизнес напоминает сборище дезертиров. А однозначно отрицательная сторона профессии моего отца – его часто не было дома, причем исчезал он непредсказуемо. Ситуация: в пятницу планируем выходные, а в субботу просыпаюсь – папы нет: папу ночью подняли по тревоге. При всем этом отец дал мне многое. У военных большие отпуска – по два месяца, которые мы путешествовали семьей на машине. И он всегда брал меня на рыбалку, поэтому возможность поговорить и показать мне, что значит быть мужчиной, была. Не могу сказать, что обижен на отца: с детства привык к его графику и, видимо, настолько, что теперь сам живу такой жизнью, хотя и не военный. Частенько приезжаю домой ночью, а дети уже спят. Утром они просыпаются, идут в школу, в сад, а я поднимаюсь позже, меняю белье в чемодане и улетаю снова. Издержки профессии.

По всем вопросам пишите: mail@radislavgandapas.com
Архив по годам