Радислав Гандапас

Радислав Гандапас

  • Лидерство
  • Мотивация
  • Развитие

Радислав Гандапас — самый известный в России специалист по лидерству. Автор9 книги14 фильмовпо лидерству и ораторскому искусству.

Любовь против уважения

«БЖ» взялся записывать заметки и замечания, случайно брошенные Гандапасом во время командировок по бескрайней родине.

Журнал «Бизнес и Жизнь», № 72

Очередной раз побывал в Алма-Ате — люблю этот город и весь казахский народ с их традициями.

Одна из главных ценностей для них — прием гостей, причем до сих пор они связывают ее с древним верованием: гость на порог — в дом изобилие.

Вроде бы идея не нова, и она есть в культуре каждого народа: гости — благо. Но мы, русские, все больше обособляемся друг от друга, потому эта традиция в нашей культуре — всего лишь красивая фраза, которая, может быть, еще как-то воплощается в сельской местности, и то вряд ли.

Я понимаю, что в здравом уме и трезвой памяти и казахи не скажут, что есть действительно какая-то причинно-следственная связь между угощением, предложенным гостю, и благосостоянием (повышением зарплаты или карьерным ростом), тем не менее у них это глубоко в крови.

Культура — это привычка, культура — это то, что происходит спонтанно, без какого-то рационального объяснения. Мы едим ножом и вилкой не для того, чтобы понравиться собеседнику, а потому что такова наша привычка. Или одеваемся к завтраку, а не выходим в пижаме не потому, что особо уважаем людей, с которыми будем сидеть за столом, а потому что таково наше воспитание, такова наша культура.

Так вот, казахский народ — один из немногих, у которых «гости — благо» сохранилось на уровне ритуалов и привычек повседневности.

Вторая тема, которая не может не задевать в Казахстане, — отношение к старшим. Я давно замечал, что отношение к старшим — это особая ценность для казахов, причем это я испытал на себе. Как-то у меня возникла конфликтная ситуация с казахским парнем. Стоило мне только сказать, что он не смеет так со мной разговаривать, потому что я сверстник его отца, его выключило в ту же минуту, он сразу стал вести себя иначе, пыл подугас, с этого момента я управлял им.

Да, это манипуляция чистой воды на культурных ценностях человека, и я задумался — велики бы были мои шансы, если бы я какому-нибудь московскому подростку сказал: «Постыдись. Я тебе в отцы гожусь!» Что последовало бы? В лучшем случае (для меня) — ничего.

У казахов уважение к старшим — опять же в крови, почти на уровне инстинктов. Например, казах, даже если он выкуривает по пачке в день, при родителях никогда не закурит. Сыну не лезет в горло алкоголь, когда отец с матерью рядом.

Я не склонен мерить мир категориями «хорошо» или «плохо» и сам для себя не могу ответить на вопрос: становятся ли люди лучше оттого, что так гипертрофированно уважают поколение, которое дало им жизнь? И вообще, можно ли поставить знак равенства между уважением и любовью?

Или все эти традиции всего лишь на уровне инстинктов и совсем не означают бескрайних чувств к родителям?

Как бы то ни было, но я не хочу, чтобы при моем появлении сын вставал, умолкал и опускал голову в знак уважения. Для меня намного лучше, если после долгой разлуки он бросится ко мне на шею и начнет без умолку рассказывать обо всем, что произошло с ним за это время, что его волновало.

Пусть при этом он перебивает меня в пылу эмоций — вот что для меня любовь, не отменяющая уважение.

Я вообще считаю, что любовь неизмеримо выше уважения. Уважение может поколебаться: один неверный поступок — уважения нет, а любовь гораздо глубже. Если бы передо мной стоял выбор, я бы предпочел, чтобы мои дети меня в первую очередь любили.

По всем вопросам пишите: mail@radislavgandapas.com
Архив по годам