Никогда не забуду слова, сказанные одним монахом, когда мои знакомые бродили по монастырю и удивлялись, как храм, построенный 400 лет назад, совсем не тронут временем:
«Душа вечна. Во что душу вкладывают, то и живет вечно, а что строится без души – быстро разрушается».
Недавно был в Сбербанке и поразился тому, как операционисты работали: очень увлеченно и очень быстро, явно получая удовольствие от того, что делают. Когда меня позвали к кассовому окошку, я даже не сразу откликнулся, потому что был в трансе – любо посмотреть.
Очень контрастирует с этим работа, которую наблюдал на одном из недавних бизнес‐мероприятий. Бармен так лениво работал, что я даже не стал пить кофе, приготовленный им: моя очередь в баре подошла (как вообще можно собрать очередь в баре?), но я развернулся и ушел. Понимаю, что этот парень не грезил о работе бармена. Открылся загородный пансионат для бизнесменов, и он пошел туда работать, потому что где‐то нужно зарабатывать на жизнь, но он не хочет прислуживать людям – он мечтал стать королем жизни. Но елки‐палки, король жизни – тот, кто на своем рабочем месте получает наслаждение, кто вкладывает душу. Если ты работаешь безупречно в качестве бармена, то вокруг тебя все крутится, ты не раб своим клиентам, а повелитель их. Если ты бог в профессии, то ты на коне, и неважно, какая у тебя профессия. Было очень жаль этого парня, который явно страдает каждую минуту от неустроенности. Стыдно так работать. Противно так работать – и противно на такую работу смотреть. Но к сожалению, у него нет мысли, что так работать нельзя, что это неприемлемо, отстойно, некрасиво, плохо.
Я еще помню «союзный» сервис, а также помню дискуссии об экономических формациях, развернувшиеся в перестроечные годы. В стране не случился как таковой переход от социализма к капитализму, но у многих на устах замерли вопросы: почему до сих пор хамят в магазинах, почему кладут неровный асфальт, почему люди филонят, вместо того чтобы работать? Тогда возникла идея: все дело в социализме. Именно социализм не мотивирует человека к качественному труду, не дает почувствовать свою нужность, а самое главное – труд человека никак не связан с его заработком. Дескать, если мы перейдем на капиталистическую формацию, то сразу люди станут работоспособнее, учтивее, тогда все само собой решится.
Прошли десятилетия, формация сменилась, но по‐прежнему продавцы хамят, врачи пренебрегают здоровьем пациентов (даже тех, кто платит им немаленькие деньги), рабочие все так же курят, вместо того чтобы работать. Ничего не изменилось. Получается, Маркс был не прав: смена экономической формации ничего не дает без смены идеологии, а идеология у нашего народа осталась прежней. Более того, без смены идеологии новая экономическая формация приобретает черты прежней, что сейчас мы и видим: мы приходим к монополии государства, однопартийной системе, контролю над прессой и всем тем радостям, которые так не нравились в СССР. Винить в этом кого‐то бессмысленно, нужно менять идеологию в себе и в тех, кто рядом. Пока люди не научатся вкладывать душу, вдохновение, интерес, кайф, драйв в то, что творят, мы будем ездить по ужасным дорогам и пить плохой кофе.
Вспомнился Ли Якокка и выдержка из его книги «Карьера менеджера»:
«Отец обладал уникальным талантом в оценке способностей человека независимо от его профессии. Если в ресторане мы сталкивались с грубой официанткой, он уже после завершения еды подзывал ее и обращался к ней с обычным кратким наставлением. «Я хочу дать вам самый надежный совет, – говорил он ей. – Почему вы так мрачно воспринимаете свою работу? Вас кто-нибудь вынуждает работать официанткой? Когда у вас такой угрюмый вид, это у всех создает впечатление, будто вам не нравится ваше занятие. Мы сюда пришли, чтобы развлечься, а вы все испортили. Если вы действительно хотите быть официанткой, надо работать так, чтобы стать лучшей в мире официанткой. В противном случае следует поискать себе другую профессию».
В своих собственных ресторанах он немедленно увольнял работника, обошедшегося грубо с клиентом. Он ему разъяснял: «Каким бы хорошим вы ни были, но здесь вам не место, так как вы отпугиваете клиентов».
Отношение человека к своей работе или к своему любому делу напрямую зависит от его отношения к самому себе. Если он себя не уважает и не осознает свою персональную ценность, то и таков он во всем.
Жалко многих людей, обидно за общество, все могло быть гораздо лучше! Многие даже не задумываются о себе и не заглядывают «внутрь» себя, чтобы развиваться и транслировать свою ценность в этот мир! Увы!
А я всегда поражаюсь, заходя в любой магазин «Магнит» в любом городе России. Там практически всегда на кассе сидит замученный человек. (Ничего личного. Речь идет о большинстве). Он может и работать быстро, и даже выдавливать улыбку из себя. Но при этом так и хочется спросить, кто его так заставляет мучиться на нелюбимом и низкооплачиваемом месте. А ведь именно на кассе находится точка контакта клиента с продавцом (Продавец — в широком смысле, как торговая организация). И если выполнять свою работу, как лучший в мире кассир, то и клиент с удовольствием вернется в следующий раз за покупками, и сам кассир изменит свою жизнь. Мало ли, что может произойти? Начальство заметит качество работы и повысит. Конкурент обратит внимание и пригласит на более оплачиваемую и более высокую должность. Судьба всей жизни придет за покупками и пригласит на свидание…
Ну и в конце концов собственные будни окрасятся в радостный цвет. Ведь лучше на пенсии вспомнить, как ты был рад каждому своему рабочему дню, чем жалеть, что так мало счастья было в ежедневных буднях.
И по моему наблюдению качество работы не зависит от количества получаемой оплаты. И как бывает приятно видеть счастливые глаза тех, кто делает свое дело с удовольствием. И тех, кто пользуется результатами этого труда. И все же, Радислав, давайте будем оптимистами. Вы знаете, что мы можем быть примером для других и наша миссия в этом. И честно вам могу сказать, что еще 2-3 года назад было гораздо хуже. А поскольку изменения все же происходят, то будет делать то, что делаем. А про себя могу сказать, если становится грустно, я слушаю «Камасутру для оратора». И млею… Спасибо вам, Радислав.
После достижения опеределенного порога денег они перестают мотивировать. Всё по иерархии Маслоу. Дальше уже начинается тяга к самовыражению, принадлежности и творчеству.
Про это много исследований уже сделано.
http://blog.ted.com/2013/04/10/what-motivates-us-at-work-7-fascinating-studies-that-give-insights/
Действительно, все начинается с меня. Интуитивно я к этому шла, но осознала явно уже далеко за 30, и сегодня такая позиция ( я называю эту позицию профессиональной) — это мой образ жизни. Совершенно согласна с комментарием Ирины, изменения есть, есть много людей, которые что-то делают и правда, давайте будем оптимистами.
Надо развивать мелкий бизнес. Тогда улыбок будет больше.
Доброго времени суток. По-поводу Сбербанка: После каждого посящения глубочайшее разочарование профессионализмом сотрудников. Такое впечатление что на работу принимают Всех кто пожелает!!никакого отбора!!
В Сбербанке есть профессионалы, но их очень мало, не более 5%. Как впрочем и везде. В той же полиции, медицине, бухгалтерии и т. д.