Моё предновогоднее интервью (29 ноября 2010)
Список вопросов:
- Радислав, расскажите, какие события из Вашей профессиональной деятельности оказались самыми памятными в 2010 году?
- Какие еще памятные события произошли в уходящем году?
- Какие мысли посещают Вас, когда Вы строите планы на следующий год?
- Радислав, как Вы планируете проинформировать рынок о том, что отходите от темы ораторского мастерства? Донести эту мысль не так просто, ведь Вас знают как тренера именно в этой области очень многие люди.
- Выбор темы лидерства — это дань моде или…?
- У Вас есть опыт работы на телевидении. Вы думали о том, чтобы продолжить сотрудничество с российскими телеканалами?
- Как хотите отметить Новый Год?
- Каким Вы видите развитие рынка тренинговых услуг в следующем году?
- Радислав, давайте лучше о хорошем. У Вас есть мечта, которую хочется осуществить в следующем году?
Радислав, расскажите, какие события из Вашей профессиональной деятельности оказались самыми памятными в 2010 году?
Этот год запомнился мне несколькими событиями, которых не было прежде в моей профессиональной жизни. Например, в Казани мне удалось выступить на стадионе для многотысячной аудитории. Я обучал присутствующих навыкам презентации и проводил программу по лидерству. Можете себе представить: пять с половиной тысяч человек!
Это потрясающая энергетика, эмоциональный всплеск, волны ни с чем не сравнимых ощущений. И в то же время есть понимание, что и такими группами можно управлять, и такие группы можно обучать и развивать. У многих людей в России есть ощущение, что эффективная работа может происходить в группе 12—15 человек. Если для сравнения мы возьмем наших американских коллег, они гораздо легче справляются с большими залами. Американский тренер, как правило, работает с большими группами людей, а российский тренер зачастую ориентирован на работу с предельно малыми группами. Индивидуальный тренинг — это вообще блеск! У меня обратная ситуация. Сегодня утром на мой тренинг собралось 12 участников тренинга, и я почувствовал, что работа не идет. Лишь когда в зал вошли четверо опоздавших и заняли свои места, стало намного проще. Для меня 12 — уже мало! На мой взгляд, тренинговые процессы, которые направлены на развитие навыков, совершенно не обязательно должны протекать в маленькой аудитории. Скажу больше: я выступил в этом году перед крупными аудиториями на двести и более человек рекордное количество раз. И у меня появился вкус к подобным выступлениям. В будущем году постараюсь проводить такие выступления чаще.
Какие еще памятные события произошли в уходящем году?
У меня родилась дочь три месяца назад. Это самое главное событие, все остальное подчинено этому. Мы назвали ее Марией. Я ей уже сегодня говорю: «Я тебя всему научу, и ты всегда будешь востребована. А если ты не захочешь быть в моей профессии, то навыки публичных выступлений, тренинга, коучинга, управления группами и обучения помогут тебе, чем бы ты ни занималась». Наверное, еще рано об этом думать, но в течение года Маша уже заговорит, у нее появится опыт коммуникации с миром. Вот тогда у меня начнется главный тренинг всей жизни.
Какие мысли посещают Вас, когда Вы строите планы на следующий год?
В следующем году я хочу сделать упор на тренинги, посвященные лидерству, и немного отойти в сторону от ораторского искусства. Тренингами по ораторскому искусству я занимаюсь последние 18 лет и я: а) устал от темы; б) пришел к пониманию того, что все сводится к набору довольно простых вещей. Кураж от темы сохраняется до тех пор, пока в теме для вас есть что-то непознанное. Поэтому я принял непростое решение переориентироваться в работе на темы лидерства, мотивации, саморазвития и, как следствие, личной эффективности человека.
Еще мечтаю о том, чтобы нормализовать рабочий график. Сегодня он остается чудовищно загруженным. В этом году у меня последний тренинг будет 28 декабря. И дело тут в какой-то алчности: существует колоссальный запрос, и тренеры не имеют права отказывать в нем, руководствуясь тем, что им нужно отдохнуть. Сейчас, как мне кажется, мы должны какое-то время поработать на износ с тем, чтобы компании догнали свой обычный график обучения и развития персонала. Что в конечном итоге определяет эффективность экономики в целом и качество нашей жизни. Хотя я признаю тот факт, что тренер обязан восстанавливаться физически, эмоционально, информационно. Тренер должен читать, смотреть, встречаться, участвовать в конференциях, тусовках. Он должен наполняться как губка, которую выжимают.
Радислав, как Вы планируете проинформировать рынок о том, что отходите от темы ораторского мастерства? Донести эту мысль не так просто, ведь очень многие люди знают Вас как тренера именно в этой области.
Поскольку второе высшее образование я получил в сфере маркетинга, у меня есть проверенные поколениями сценарии ребрендинга. Это не моментальный процесс, мало кому удается начать все заново в один момент. Некоторое время мне, конечно, придется оставаться в теме ораторского мастерства. Планирую уменьшать долю индивидуальных тренингов, открытых групп, выездных тренингов. Освободившееся время, которого так катастрофически сегодня не хватает, буду выделять под запросы на тренинги по лидерству и примыкающие темы, направленные в первую очередь на развитие человека, а не на развитие навыков.
Выбор темы лидерства — это дань моде или…?
У меня есть собственная концепция лидерства. Люди, которые мне пишут письма после тренинга по лидерству, говорят, что они многое изменили в своей жизни, достигли феноменальных для себя результатов. Когда я слышу такие вещи, мне не верится. Вполне закономерно, когда мне говорят, что они стали лучше выступать публично. Но когда человек говорит, что он послушал мое выступление и сделал в жизни необратимые изменения, живет другой жизнью, меня это невероятно радует. Я помогаю сделать запуск некоего «движка» у участников моих программ при главном условии: этот «движок» должен быть, прежде всего, у них самих. И должен сказать, что тренинги публичного выступления — это одновременно и тренинги личностного роста. Человек, который выступает публично, регулярно совершает подвиг. Это потрясающая вещь! Происходит «переплавка» личности. И когда человек приходит на тренинг, с ним тоже случается что-то такое «волшебное». И мне кажется, что в тренингах по лидерству для меня есть большее поле деятельности. Моя жизнь — главный материал для тренингов по этой теме, если сравнить ее с содержанием всех вместе взятых книг, которые я прочитал о лидерстве. Мой жизненный опыт позволяет мне переносить его, масштабировать, абсолютизировать, тиражировать, предлагать его как некую готовую модель. Если я рассказываю людям историю своей жизни, люди не верят, что это правда. Они считают ее мифом, который я придумал для самопиара. Именно поэтому я эту историю не рассказываю на каждом шагу. Тренеры спрашивают: «Радислав, как ты добился такого успеха?». Я говорю, как, и они неизменно посылают меня к черту и идут к следующему. Задают тот же вопрос, пока не добьются ответа, который они хотят услышать: «Читай книги, ходи на тренинги для тренеров, делай это бесконечно и ни в коем случае не проводи тренингов! Может быть, ты станешь тренером». У меня есть свой рецепт для тех, у кого уши и глаза открыты, а рот закрыт.
У Вас есть опыт работы на телевидении. Вы думали о том, чтобы продолжить сотрудничество с российскими телеканалами?
Для меня тренерская карьера управляема, потому что я за нее отвечаю. Если я не захочу работать — не буду, захочу — буду. Как телеведущий я абсолютно подчинен воле других людей. Я вел программу на одном телеканале 2,5 года. Мне предложили более творческую и интересную работу на другом. Я согласился на новое предложение. Через полгода программу закрыли. Почему? Никто понять не может. Кто-то решил, что нашему зрителю она не нужна. Хорошо, что я тренер, и для меня телевидение было лишь хобби, хотя и высокооплачиваемым. А если бы это была профессия, моя жизнь, моя судьба? Что бы я сейчас делал? Я хотел бы продолжения сотрудничества, но при этом я не хотел бы перестать быть хозяином своей жизни.
Как хотите отметить Новый Год?
Этот Новый Год я впервые встречу дома, а не за границей. Поскольку с маленьким ребенком куда-то лететь на Новый Год бессмысленно, мы полетим… 2 января! Недавно у меня случился поворотный этап в жизни. Я живу за городом, в 17 км от Москвы. Это была моя мечта, к которой я долго шел и много для этого работал. Теперь у меня есть такое обиталище, в котором хочется быть и никуда не уезжать. В этом доме можно праздновать с семьей Новый Год. Для меня важно быть вместе с родными в такие моменты. Так получилось, что два года я был не дома на праздники в силу своей профессии, и поэтому 31 декабря жду с особым чувством: я буду дома!
Каким Вы видите развитие рынка тренинговых услуг в следующем году?
В России, на мой взгляд, тренинговый рынок еще не сложился, поэтому мне не о чем сказать и нечего увидеть. Рынок — это система, которая работает по определенным законам. Никаких законов тренингового рынка у нас нет, а значит, нет и самого рынка. Рынок можно просчитать. Какие у нас данные есть по тренинговому рынку? Мы не знаем количество тренеров и количество тренинговых компаний в стране. Мы не знаем емкость рынка и динамику его развития. Безусловно, у нас есть почва для развития, но пока рано говорить о том, что процесс запущен. В России тренер может запросить за первый в жизни тренинг тысячу долларов. Спрашивается: за что? На деле новичок читает все по бумажке, а сам продукт не имеет ни ценности, ни оригинальности, ни новизны. А почему тысяча? А потому что на меньшее не согласен. Это рыночное поведение? Едва ли. В рынке есть четкая сегментация: качество/стоимость. Или хотя бы: популярность/стоимость или стоимость бренда/стоимость тренинга. У нас высококлассные тренеры могут зарабатывать меньше, чем более пробивные ребята, которые больше вкладывают в собственный PR.
Радислав, давайте лучше о хорошем. У Вас есть мечта, которую хочется осуществить в следующем году?
Для меня «мечта» и «в следующем году» — это понятия несовместимые. Мечта не может простираться на такую близкую перспективу. Это больше присуще ребенку — мечтать, что закончится учебный год и наступят каникулы или что мама купит велосипед на День Рождения. Мои мечты относятся к гораздо более отдаленной перспективе. У меня есть планы на следующий год, а мечта на следующие десятилетия… Если вспомнить, что бы я хотел сделать из того, чего никогда в жизни не делал, то найдется мало вещей. Хотя… Я ни разу не сидел за штурвалом самолета, несмотря на то, что мой отец летчик. И вот эта идея действительно неотступно преследует меня. И это при том, что у меня в гороскопе написано: «Опасность воздушных перелетов». У меня есть эта идея, и я не знаю, реализую я ее или нет, но, по крайней мере, билет на право одного полета за штурвалом у меня есть. Он лежит дома уже год. Еще очень хочется закончить работу над самой мучительной для меня книгой из всех — «Лидеры, которые изменили Россию». Она мне дается чудовищно трудно. Хотел выпустить ее осенью, но это не произошло по ряду причин. В частности, я переосмыслил уже проделанную работу над книгой. Оказывается, та история, которую мы знаем, имеет слабое отношение к реальности. Мне не хочется писать книгу мифов о великой стране, о богатой истории, об истории полководцев, героев, благородных рыцарей. Поэтому я решил сделать иначе — взять истории семидесяти людей, у которых start-up был в одной ситуации, а масштаб их влияния на историю оказался колоссальным и вызвал смену времен. Мне важно нащупать момент, когда произошел этот перелом. Если удастся проследить закономерность каждой из историй, удастся выявить некий «код лидера», разгадать его, расшифровать. Возможно, получится сделать интересные выводы. Как тщедушный мальчик, которого не хотят принимать в военное училище, становится полководцем Суворовым? Что происходит с малышом, который родился в глухой провинции и затем возглавил Академию наук? Вот что мне интересно исследовать. Поэтому книгу приходится переписывать заново. Мне кажется, ее миссия — не в том, чтобы развлечь людей байками из нашей истории, а в том, чтобы показать, как лидер получается из ребенка. Как из заурядного человека (а мы все рождаемся заурядными) получаются люди, которые меняют положение вещей, которые берут на себя ответственность за все, что происходит в нашей жизни. Из семидесяти написано уже тридцать глав. Хочу в 2011 году ее закончить.
Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в Новом Году?
Мое пожелание одно: действуйте, делайте и ничего не бойтесь! Если вы чувствуете в себе потенциал и хотите заниматься тренингами, идите и проводите тренинги! Первый тренинг будет плохой, второй еще хуже, третий чудовищный… Проведите 10 тренингов, и вы начнете понимать, как делать тренинги правильно. Хотите открыть свою тренинговую компанию? Открывайте! Будет период трудностей, но пока вы не начнете, вы и не решите эти трудности. Вы хотите уйти во фриланс? Идите во фриланс! Да, там опасно. Но если вы не сделаете этого шага, вы окажетесь в еще более опасной зоне. Люди к концу года говорят о переменах. Все ждут, что Новый Год принесет что-то новое. Не принесет, если вы сами не начнете действовать. Мне без конца задают вопрос: «Что делать?». Я отвечаю: «Делать! Просто делать!». И даже если вы сделаете что-то не то, потом начнете делать то, что нужно. Вы научитесь. Будьте смелее, рискуйте, делайте то, чего никогда не делали, берите на себя больше, чем вы думаете, что способны вынести. Один старый и мудрый человек мне сказал: «Единственное, о чем ты будешь жалеть в старости — это о том, чего ты мог, но не сделал в молодости». Я решил не доводить до подобного и поверить этим словам. И вам желаю того же. Пусть для каждого из читателей Trainings.ru год пройдет так, чтобы когда он закончился, каждый смог сказать: «Я прожил его на полную катушку!».
Мария Золотарева, Гульфия Азиханова, Trainings.ru
29 ноября 2010 г.
Классное интервью
Шикарные вещи вы говорите. Ценю вас как тренера
Радислав, как вы считаете реально ли в возрасте 18-19 лет «войти» и быть конкурентноспособным в теме тренингов и коучинга?
Интересно ваше мнение. Спасибо
Можно, если это будут тренинги для подростков или детей. Тренер (а тем более коуч) должен быть авторитетом. Очень трудно вчерашнему выпускнику школы быть авторитетом взрослому дяде. В зороастрийской традиции запрещалось заниматься деятельностью, в которой есть элемент наставничества, обучения до достижения 28 лет
Теперь понимаю, в кого пересилилась душа Бенито Муссолини
А книга обещает быть очень интересной. Буду ждать (вместе с группой злобных историков)…
Радислав, вы просто супер! Обалденная харизма, шарм и лоск! Причем все это в гармонии и без наигранности! Спасибо вам, получаю наслаждение от вашего стиля!
В вашей книге «Лидеры, которые изменили Россию» интересно было бы увидеть такой аспект, как гороскоп этих семидесяти людей в сравнении с историей их жизни. Н-р, никому из них не было бы предначертано стать великим, а он им стал и т.п. — это был бы наглядный пример того, что человек сам вершит свою судьбу ). Возможно сравнение приведёт к иным выводам. Конечно я имею ввиду профессиональную астрологию…
Эти гороскопы есть и опубликованы в других источниках. Наверняка Вы не найдете гороскопа Александрова или Пожарского. Но добрая половина персонажей книги наверняка огороскоплена, окосмограммлена и протрактована. Поищите в сети. К слову, «стать великим» — это какое показание гороскопа? Сильное Солнце, аспектированное Меркурием и Сатурном? Или асцендент во Льве? Мне кажется, такого показателя просто не существует. Если гороскоп не фатальный