Можно только догадываться, какое количество матерей и отцов пересмотрело свой подход к воспитанию собственных детей, прочитав сильно и интересно написанный материал «Как воспитать работоспособность по-китайски».
Подвергай все сомнению. Декарт
Признаюсь, был такой порыв и у меня. Однако, памятуя декартово «Подвергай все сомнению», я на две недели погрузился в размышления. Не то чтобы все две недели я только и делал, что думал о маленьких китайцах, но ежедневно возвращался к мысли о них.
- Когда наблюдал, как ведут себя в ресторане, магазине игрушек и аквапарке маленькие русские дети.
- Когда знакомился с бытом хантов на Ямале.
- Когда говорил с родителями, подыскивающими для 11-летней дочери школу в Англии.
- Когда вспоминал детей, виденных мной в Пекине.
Воспитание детей есть не что иное, как инстинктивная забота о капсуле, в которую помещен геном самих родителей. Символически родители достигают генетического бессмертия, если воспитывают своего ребенка жизнеспособным, конкурентоспособным и способным обеспечить выживание и доминирование в обществе себе подобных. Когда он подрастает, они стремятся привить ему мысль о необходимости поскорее завести своих детей, навязывают свои представления о методах воспитания.
Разумеется, в процессе развития культуры упаковывание своего генома в живую капсулу для запуска его в вечность обросло лирикой и физикой. Материнство и отцовство поэтизировались, мифологизировались. Вокруг этого процесса созданы целые направления в науке вынашивания, процесса родов, вскармливания, воспитания и обучения. Все это в совокупности обеспечивает, повторю, выживание и доминирование.
Однако…
Однако если в культуре Таиланда выживание девушке обеспечивает умение услаждать европейских туристов в постели, то в культуре, например, Катара попытка продавать ласки иностранцам кончится скорой и бесславной гибелью капсулы, какой бы симпатичной она ни была. Если в культуре Франции выживание и доминирование мальчику обеспечит Сорбонна, то в культуре, скажем, Монголии именно образованность может сделать парня изгоем и лишить шансов на успех.
Модель, которую предлагает (но, справедливости ради заметим, не навязывает) нам Эми Чуа, выводит во взрослую жизнь людей исполнительных, усидчивых, терпеливых, способных концентрироваться на достижении цели и жертвовать ради нее мелкими радостями повседневной жизни. Наверное, это очень важные качества. И не только в культуре Китая. Это обеспечивает конкурентоспособность в большом количестве мест земного шара. Но речь не о китайцах.
Я задаюсь вопросом, а какова же русская модель воспитания детей. Может нам послушать американца Кийосаки и прививать детям предприимчивость, ориентированность на финансовую независимость, а не исполнительность и усидчивость?
Или у нас свой путь?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, что обеспечивает в нашей культуре выживание и доминирование. Какие видовые признаки. Какие сильные стороны. Какие умения и навыки. Какие установки и какая философия жизни.
Давайте подумаем об этом вместе.
У меня слишком мало времени: через неделю моей дочери исполнится уже полгода.
У нас все проще, гулять, дебоширить, размахивать кулаками, потом в час х — попробовать зацепиться за жизнь и успех. Если удалось — то начинаешь копать, не удалось — ну и хрен с ним, буду жить как выйдет, стране рабочие нужны. В любом случае нет гарантий, что зацепишься и удержишься, или что рабочий класс совсем будет худо жить. Живет хорошо тот, кто умеет извлекать положительное и любой ситуации, а не только белые воротнички, и менеджеры среднего звена.
В Китае много людей, очень много. На них просто не хватает земли. В Японии к примеру земли тоже не хватает, поэтому и там для успешной конкуренции требуется усидчивость и работоспособность.
В России слишком много ресурсов — усидчивость и работоспособность у нас не являются необходимыми факторами выживания генетической ветви, а следовательно не будут шлифоваться в направлении совершенства.
Нужно просто учить детей достигать цели, не бояться ошибок и верить в себя. И в любом случае мы попытаемся исправить в них наши собственные ошибки.
P.S.: Неплохо бы сделать возможность подписки на комментарии.
Надо дать детям много любви,внимания к их персоне…примерно до 2х лет.С 2х до 3х игры и веселье,прогулки.С 3х акцент на обучение ин.языкам….И,конечно,уважать свое дитя!Успех обеспечен
По-моему у нас Макаренко неплохо писал про воспитание детей. Это и есть наша российская система. В СССР ей занималось государство. И занималось неплохо, судя по результатам.. Нужно просто восстановить то, что было внедрено..
Езжу по миру и понимаю, что СССР система воспитания была одной из самых проработанных и приносящих хорошие результаты..
Радислав!
Огромное спасибо за ссылку на эту статью и за повод для размышлений.
Я воспитана скорее по-китайски — было глубокое убеждение, что, если получу 4, любить меня перестанут. Золотая медаль, красный диплом и прочий отягощенный анамнез.
Старшую дочь воспитывала скорее как западная мама, боясь принудить, заставить совершить усилие. Сейчас ей 15 — и нет вкуса к достижениям и победам. Она очень «короткозадачна», напрягаться ради чего-то, ставить цели «на длинную дистанцию» не хочет (или не умеет?).
Мне, практически изнасилованной в детстве материнскими манипуляциями, знакомо ощущение «интеллектуального оргазма», восторга узнавания нового, восхищения красивым решением, трудно доставшимся и совпавшим с моими предположениями. Ей — гораздо более свободной в детстве — такие кайфы неведомы.
И сейчас, глядя на нее, я думаю: может быть, своей либеральностью и желанием беречь ее психологический комфорт я лишила ее гораздо бОльших ценностей? И, может быть, став более строгой мамой, я смогу подарить эти ценности младшей дочери, которой в день Вашего рождения исполнится 3 года?
Китайцы говорят, что всегда есть выбор: «хорошо сейчас — плохо потом или плохо сейчас — хорошо потом». Может быть, «напрягать» своих детей — это способствовать их будущему «хорошо»?
«Успешность: о точках отсчета и системах координат»
http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=332
Это не ответ на вопрос, но размышления в тему, как мне кажется.