«БЖ» взялся записывать заметки и замечания, случайно брошенные Гандапасом во время командировок по бескрайней родине и за ее пределами.
Журнал «Бизнес и Жизнь» №91, июль 2014.
ВЫ МОИ СЛУГИ
Фото с сайта www.otdih.nakubani.ru
Приходя в России в ресторан, я всегда безошибочно узнаю хозяина заведения. Он целый день сидит за одним из столиков, много курит, на столе у него, кроме объедков, какие‑то бумаги, к нему постоянно подходят какие‑то люди, он часто покрикивает на официантов, а еще он очень громко разговаривает. В общем, от него много шума и дыма, но ему можно все – он главный лев прайда.
В Европе хозяин ресторана незаметен, весьма дружелюбен, напоказ не выставляет свой статус, никак не мешает посетителям своим присутствием. Недавно я был в Краснодаре, где поселился в небольшом, но очень уютном отеле и, конечно, спустился поужинать в ресторан. Отрадно было наблюдать на территории нашей страны европейскую модель управления. Я быстро вычислил хозяйку ресторана, но не потому что она пыталась доминировать, а потому что тактично вмешивалась в затруднительные ситуации между официантами и клиентами. Я попросил приготовить мне то, чего не было в меню, официант ответил: «Заказ выполнить невозможно». Хозяйка корректно вмешалась: «Сейчас все будет сделано». И сделали.
Я почувствовал себя королем, центром внимания этого места – истинно клиентоориентированный подход. Всем российским заведениям советую уяснить, что корень клиентоориентированности не во владении технологиями «как развести клиента на еще большие бабки», а в том, что царь – клиент, а все сотрудники ресторана (в том числе и хозяин) – слуги клиента. Это не унижение, наоборот. Хозяйка краснодарского ресторана вызвала у меня глубокое уважение.
ШИКОВАТЬ — БЕЗНРАВСТВЕННО
Фото с сайта www.pg21.ru
Недавно всей семьей летели на Средиземное море. Финансовые возможности позволяли лететь с комфортом – в бизнес-классе. Что бы вы думали, взять билеты в бизнес-класс сложно – желающих много, и это при том, что стоят они паранормальных денег (я совершил волевое усилие над собой, чтобы решиться их купить). Каково же было мое удивление, когда в качестве соседей оказалась семья священника – супруги и пятеро детей. Он и матушка были одеты довольно скромно, а вот дети разряжены в пух и прах: велюровые костюмы D&G, кофточки Galliano, сумочки Chanel. И судя по тому как вела себя семья в бизнес-классе, они не попали туда случайно – эти билеты они купили за полгода и не в первый раз. Больше половины страны живет за чертой бедности. Безнравственно так демонстративно шиковать.
Я о своем потрясении написал в социальных сетях, и посыпались отзывы. Удивительно, но многие писали, что священник тоже человек, он тоже хочет жить красиво и комфортно, он имеет право принимать личные подношения – это его законный заработок.
На мой взгляд, если даже он заработал на эти билеты или ему подарили эти билеты, он не должен был ими пользоваться, он должен был вернуть их в кассу, а деньги отдать в приход. А если уж приспичило отдохнуть, то выбрал бы наш юг, потому что летать на Средиземное море попам – перебор. А если копнуть глубже? У него пятеро детей, поэтому сомневаюсь, что он арендовал скромный номер в трехзвездочном отеле. Скорей всего, несколько номеров в «пятерке» (или даже виллу). Такие расходы зачастую не по плечу даже успешному предпринимателю, а священнику – в самый раз? Их уровень – Крым или Геленджик, и не потому что они хуже меня, а потому что они выбрали служение, а не бизнес.
Офицер в армии – тоже человек, он тоже хочет летать бизнес-классом на Средиземное море, но для этого ему придется воровать. Актер в театре – тоже человек, он тоже хочет комфорта, но он должен ездить с труппой по провинции, а не только соглашаться на столичные проекты. Это служба такая.
Священник тоже служит. И только не надо упрекать меня в том, что я сам живу красиво. Я не выбирал службу. Честно признаюсь: для меня служение непосильная ноша, но поэтому‑то я и занимаюсь бизнесом. Я слабее, чем офицер или священник, но лучше уж изначально выбрать то, что тебе по силам, и быть честным с самим собой и людьми. Я не кидаю камень именно в этого священника, это, скорее, показатель нравственности всего нашего общества, которое позволяет служение превращать в заработок.
НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮ — ЧИТАЮ
Уже третью неделю читаю только Евгения Водолазкина. Читайте Водолазкина всего – и публицистику в том числе. Если решитесь, то начинайте с книги «Лавр». Ценители качественной литературы оторваться не смогут. Когда я читал этот роман, то почти больше ничего не делал – засыпал и просыпался с этой книгой. В Водолазкине мне ценен не сюжет, а рука мастера. Меня поразил язык – гибрид классического литературного языка и современной разговорной речи с небольшими вкраплениями наукообразия. Автор – работник Пушкинского Дома, человек, который привык работать со словом, доводя его от состояния драгоценного до бесценного. Советую всем – повышает личный уровень.
Кстати, пробовал возобновить чтение Владимира Сорокина, но после Водолазкина не смог: как после чашки натурального ароматного кофе – выпить кружку растворимого. Водолазкин задал эталон.
ТОНЧАЙШИЕ ПРАВИЛА УСПЕХА
В Нижнем Новгороде каждый год проходит конференция «Бизнес и Жизнь», где люди говорят о том, как жизнь можно сделать более гармоничной и счастливой. Я туда напросился с докладом о гольфе. В этике и эстетике этого вида спорта зашифрованы тончайшие принципы успеха в бизнесе.
Например, для успеха в бизнесе важнее точность принятия решения, а не скорость и сила. В гольфе тоже неважно, с какой скоростью ты движешься и насколько сильно бьешь по мячу, – важнее точность ударов. Для принятия правильного решения в бизнесе нужно уметь концентрироваться – в гольфе та же самая история. А вот в этике, к сожалению, гольф и бизнес не сходятся. В Византии под этикой подразумевался свод правил, изначально формальных, которые позволяли регулировать отношения людей в обществе. При отклонении от этих правил человек не порицался, этика – не Уголовный кодекс.
В гольфе есть удивительные этические принципы. Например, если у одного игрока улетел мяч в лес, то другие игроки бросают свои мячи и идут искать мяч соперника. У них есть пять минут, если не найдут, игроку штраф – минус два очка. Вроде бы все соперники заинтересованы, чтобы он мяч не нашел, но тем не менее они ищут с остервенением.
В бизнесе, увы, это редкость. Чаще мы играем друг против друга.
Полезные ссылки
Радислав, мне очень нравится все что Вы говорите! Но ставить в один ряд Геленджик и Крым это не правильно, наверное Вы давно не были в Геленджике((( Его даже в один ряд с Сочи и Анапой ставить не стоит! Геленджик стал отличным курортом и уже 7 лет подряд является лучшим курортом страны.
хороший пост. один из лучших за последнее время.
все сказано верно — и прямо в лоб, и качественными метафорами.
спасибо!
Про попа всё правильно написал…
Друг (бизнесмен, периодически жертвует деньги) столкнулся с ситуацией, когда к нему пришел священослужитель с просьбой оплатить электричество.А именно дать наличку под эти цели. На просьбу друга просто передать ему квитанцию на оплату от ЖКХ, священослужитель начал юлить, в конце концов обиделся и ушел. Понятно, что квитанцию другу так и не передали.
Проживая в Германии пятый год
все чаще хочется посетить отдаленные, исконные, что ли, уголки России. Уехать, скрыться..
Не всегда получается((
«Лавр» затронул за живое.
Корни политы слезами, которые невольно текут по щекам при погружении в роман))
По поводу топика «Шиковать – безнравственно!»:
Логично, когда автор стоит на позиции критики с целью изменить ситуацию и находит в себе на это силы. Такая критика конструктивна. Но не совсем правильно, когда автор критикует с позиции «я слабый, поэтому я выбрал жизнь в комфорте, а на службе должен находиться человек сильный и отказываться от благ». Тогда какова цель критики? И какой вывод должен сделать читатель из этого топика? Человек, который в открытую заявляет о своей слабости и не пытается решить ситуацию, ведет себя правильно, а человек, который ошибается, но действует, не прав?
Сама по себе мотивация силы: «он должен – он сильный» малоэффективна. Это манипуляция при отсутствии достаточных компенсаций: мужчина вместо слов «я веду себя непорядочно» обычно говорит женщине: «ты справишься, ты – сильная!» Государство отправляет плохоподготовленных солдат-срочников на войну с тем же напутствием. Хотя я полностью согласна с мыслью: «это, скорее, показатель нравственности всего нашего общества, которое позволяет служение превращать в заработок». Но, на мой взгляд, проблема кроется именно в необходимости таких поощрений, ради которых служащий готов отказаться от высокого материального благополучия, и наказаний в виде лишения этих поощрений, в случае нарушения норм поведения (такая методика успешно применяется, например, в спорте, когда в виде стимула выступает возможность получения призового места, либо разряда, а в качестве наказания – дисквалификация всей команды в случае несоблюдения норм поведения одним из спортсменов).
Мой ответ – ни в коем случае не упрек Вам, Радислав, скорее попытка к размышлению над темой.
С благодарностью за Ваш труд.
Очень в точку. Священник с семьей в бизнес-классе, три Порше одновременно на перекрестке в областном центре, желание выдать дочку замуж за олигарха, немытые остановки и грязные тротуары в столицах — это все наши служители. Извращенный портрет успеха служителей порождает искаженные ориентиры в обществе.
А Вы, Радислав, ориентиры то и подправляете.
Желаю успехов.
Добрый день, Радислав.
С большим интересом прочитала ряд статей в Вашем блоге. Также слушала короткие тренинги. Во многом согласна с Вами. Но вот с этой статьей я не то чтобы не согласна, а она, на мой взгляд, должна иметь продолжение. В социуме. Уже много раз зарекалась не вступать в дискуссии по поводу профессии служения. Потому что бесполезно. Диалог глухого с немым. Но Вы человек думающий. Я согласна, что это личный выбор каждого — служение или бизнес. И что не надо жаловаться на низкую зарплату, если ты выбрал профессию служения. И что соответствовать надо тому, чему ты учишь других. Знал же куда шел? Знал. Смутно догадывался, точнее… Противопоставление не совсем верно. Тех, кто служит ко всем остальным. Потому как в принципе — все служат, в хорошем смысле этого слова, друг другу. Но ведь все взаимосвязано. Воины (военные и полиция) защищают общество. И врачей, и учителей, и священнослужителей, и предпринимателей, и рабочих. Это служение, они это умеют делать. И мы очень хотим, чтобы они это делали честно и по совести. Так? Врач, учитель, писатель, священник — профессии служения. Мы также хотим, чтобы это было их призванием, чтобы они не делили людей на бедных и богатых, и качество их работы, уровень, душевность, я бы сказала, не зависели от чека. Так? Но в здоровом обществе эти профессии не предполагают коммерческого склада характера у этих людей, они не должны думать — как бы им заработать то побольше. (В России — как бы им заработать, чтоб не сдохнуть). Они должны думать — как им максимально хорошо сделать свое дело, свое служение. Тогда вопрос — а кто подумает о достойном заработке и достойном отдыхе в том числе для этих людей? Или они его не достойны? Или все открестятся? Мол, это не мое дело, низкий вам поклон, люди служения, и огромное человеческое спасибо. Тема многогранная и непростая и неоднозначная, на самом деле. И она касается общественного сознания, личной ответственности каждого. В том числе и людей, успешных в бизнесе. Чем выше человек поднялся, тем больше у него ответственность перед обществом. Скорее всего, Вы имели в виду морально-этическую сторону самого факта, что священник, проповедующий воздержание, аскетизм и сам должен соответствовать своим проповедям. Но далее Вы затронули и все остальные профессии служения. И звучало это на мой взгляд так: выбрал профессию служения — живи в нищете. А хотелось бы, чтобы это звучало так: выбрал профессию служения — думай о профессии, о людях, совершенствуйся, будь честен, выкладывайся на полную, вкладывай в нее всю душу и не думай о том, как заработать на людях. Потому как это не твоя забота, а забота нас — тех, кто умеет зарабатывать и отлично это делает. И твой уровень жизни будет достойным и соответствовать твоему труду. Поэтому и прокомментировала. Но…пока это утопия.
С уважением, Анна Зорина.