Что мешало быть успешными Пушкину и Лермонтову, и как себя вести, чтобы не повторить их судьбу? Можно ли тренировать успешность так же, как мускулы? Как споткнувшись о неудачу, безошибочно перезапустить личный проект? Радислав ответил на все эти вопросы в беседе с Executive.ru.
Тренинг «Скрипты и алгоритмы успеха», который состоится в Москве 24 марта 2017 года, позволит узнать, какие ресурсы и действия нужны лично вам, чтобы выйти на устойчивую карьерную траекторию.
Должна ли удача быть госпожой?
Executive.ru: Чем успех отличается от удачи? Можно ли сказать, что это разные части одного жизненного пути? Или это совершенно разные маршруты?
Радислав Гандапас: Давайте не будем говорить о том, что сближает понятия «успех» и «удача». Поговорим лучше о том, что их разделяет. Принципиальное отличие: удача – это случайное стечение обстоятельств, на которое мы повлиять не можем. А успех – это дело рук самого человека, который нашел удачное решение своих проблем.
И еще тут мы должны сказать, что успех разными людьми понимается по-разному. Для одного человека – это обязательно достижение высот профессионализма, признание коллег по цеху. Для другого – это большая семья с устроенным бытом, гармоничные отношения с другими людьми. А для третьего человека, ученого – это научное открытие, и ему совершенно не важно, что дома у него шаром покати.
Executive.ru: То есть, успех – это далеко не всегда деньги?
Р.Г.: Именно так. Хотя, конечно, сложно назвать успешным доктора наук, который не может купить себе билет на конференцию в другую страну, куда его пригласили, или женщину с детьми, которая вынуждена считать копейки, чтобы дотянуть до зарплаты…
Executive.ru: …И при этом они могут считать себя вполне счастливыми: один – в науке, другая – в семье.
Р.Г.: Счастье – еще одно понятие, с которым мы должны развести успех. Счастье – это субъективное переживание гармонии в жизни и довольства ею. Но успех – это категория объективная. И пусть все перечисленные нами люди считают свой уровень успеха достаточным. Для нас успех – это оценка социума.
Executive.ru: Чем еще, кроме общественного признания, отличаются по-настоящему успешные люди от неуспешных?
Р.Г.: Количеством неудач, которые они в жизни преодолели. И это количество больше, чем среднестатистическое значение. Есть и другая формулировка: успешный человек, такой же, как и ты, только он пошел дальше там, где ты остановился.
Интернет полон таких историй об успешных бизнесменах. Уолт Дисней обанкротился несколько раз, прежде чем стал знаменитым мультипликатором. Томас Эдисон перебрал тысячи неудачных вариантов, чтобы запатентовать вольфрамовую нить для лампочки. Харланд Сандерс, больше известный как полковник Сандерс, придумавший сеть быстрого питания KFC в 65 лет, долгое время не мог пробить дорогу своим идеям и коллекционировал отказы. Ему отказали более шестидесяти раз!
Executive.ru: Ни происхождение, ни уровень образования сами по себе не гарантируют человеку успешности?
Р.Г.: Да. Прослеживается неутешительная тенденция, которая касается людей, родившихся в благополучных семьях. Состоятельные родители обеспечивают им блестящее образование, финансовую поддержку, передают богатый жизненный опыт. А мотивация к достижению успеха у детей остается довольно низкой. Они гораздо менее успешны, чем конкуренты, имевшие более скромную стартовую ситуацию.
Задайтесь вопросами. Почему первые красавицы класса в зрелые годы оказываются матерями-одиночками и занимаются за гроши нелюбимой работой? Почему самые способные студенты в 40 лет жалуются в пивной на тяжелую жизнь и отсутствие признания? Причины в этих двух примерах примерно одинаковы: завышенные ожидания, переоценка собственных данных, ложное представление о своих достоинствах как о достаточном основании для успеха.
Если говорить о первых красавицах, то это выглядит так: я хороша собой, значит, мне автоматически должны быть предоставлены наилучшие условия. При этом я не умею ладить с людьми, гасить конфликты, не умею готовить, и не знаю, как поддержать мужчину в трудную минуту. Но это не страшно: пусть мои недостатки принимаются обществом как бесплатное приложение к моим достоинствам. В реальности картина совсем иная. Это как в инвестировании: мало иметь деньги, нужно их правильно вложить. Нужна правильная «инвестиционная стратегия».
То же самое с такими активами, как талант и образованность. Их надо уметь использовать для достижения успеха. Но талантливые люди часто ищут человека, который возьмет их за руку и проведет через все жизненные преграды к великой цели. Они ищут «папу». Но вряд ли найдут. Поэтому в данном случае я бы сказал таким людям: «Папа – это ты! Ты – главный человек в своем жизненном проекте, без тебя самого успеха не будет».
Четыре навыка, работающие на успех
Executive.ru: А, может быть, неспособность достигать успеха связана с отсутствием навыков самопрезентации? Успешные люди должны себя продавать? Или нет?
Р.Г.: Для достижения успеха нужен определенный набор навыков. И первый навык – научиться нравиться. Тут я сразу вспоминаю о печальной судьбе великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Он не был успешен, не смог найти себя в социуме, и поплатился жизнью именно потому, что не научился нравиться людям.
То же касается другого гения – Александра Сергеевича Пушкина. Всенародная слава пришли к нему только после смерти. На его произведениях издатели заработали потом миллионы, а при жизни поэт не вылазил из долгов и страдал от невысокого социального статуса. Придворный чин камер-юнкера, который он получил в 35 лет, – это почти насмешка. То ли дело – его убийца Дантес, обходительный человек, умевший производить самое приятное впечатление. Вот бы Пушкину этот дантесов навык – уметь нравиться! То, что называется аттрактивностью.
Executive.ru: В чем суть этого навыка? Его можно освоить?
Р.Г.: Аттрактивность – это, иными словами, притягательность. Я на своем тренинге даю специальную матрицу, позволяющую человеку задуматься и скорректировать свое поведение, вернее, те его аспекты, которые нуждаются в коррекции, чтобы стать более привлекательным в том социуме, в котором он хочет себя реализовать. Что включает в себя аттрактивность? Это внешний вид, соответствующий образу, принятому в определенном среде. Это умение коммуницировать, поддерживать разговор на темы, интересные другим людям, умение выступать публично. Это еще и умение управлять своими эмоциями. Если человек допускает вспышки гнева или впадает в истерику, он становится неприятен, его начинают избегать.
Executive.ru: Какие есть еще компоненты успешности?
Р.Г.: Второй навык – это правильность. С точки зрения группы людей, от которых зависит ваш успех, дело, которым вы занимаетесь, должно быть правильным. Это ценностная категория. Например, к актеру Comedy Club может быть разное отношение в обществе: от полного восторга до полного неприятия. Одно дело – играть в юности в КВН, а другое – дурачиться на публике и отпускать скабрезные шуточки, будучи взрослым человеком.
Но правильность и аттрактивность – понятия относительное. В творческой среде, например, принят строгий дресс-код, а в творческой тусовке – свободный стиль одежды. Стать любовницей богатого человека, получив тем самым доступ к его капиталам, в определенных кругах считается нормальным. А где-то даже мысль о том, что можно строить свое будущее, разрушая другую семью, считается недопустимой и неправильной.
Третья составляющая успешности: другим людям должно быть выгодно иметь с вами дело. Это выгода необязательно должна быть материальной. Но деньги, вложенные в поддержание взаимоотношений с вами, должны окупаться.
И последний фактор, о котором мы еще не сказали, – надежность. В это понятие входит умение держать слово, пунктуальность, точность. Вроде бы простые и даже очевидные вещи. Но многие участники моего тренинга, определяя свою надежность, приходят ко мнению, что она у них в лучшем случае на троечку по пятибалльной шкале. Люди часто опаздывают, не всегда говорят правду, изворачиваются – и поэтому не всегда получают выгодные предложения.
Executive.ru: Получается, что социум определяет успешность индивидуума в комплексе, а не по какому-то отдельному параметру?
Р.Г.: Так и есть. Выгодно, например, когда человек платит за всех в ресторане. Но если при этом он выпивает лишнее и дебоширит, то его друзья лучше заплатят сами, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Успех – перспектива, счастье – сиюминутность
Executive.ru: А надо ли в принципе ставить такую цель – стать успешным? Может ли это быть реальной, а не фантомной целью жизни?
Р.Г.: Важно разграничивать два понятия – профессиональный и личный успех, и на своем тренинге я об этом подробно рассказываю. К сожалению, довольно часто для достижения профессионального успеха необходимо жертвовать чем-то личным. Я недавно посмотрел фильм Павла Лунгина «Дама пик». Одна из главных мыслей: хочешь добиться успеха в искусстве – пожертвуй личной успешностью. Чтобы стать звездой сцены, героине фильма приходиться сделаться любовницей человека, который ей совершенно не нравится, отвергнуть любимого и перекроить всю свою жизнь.
В научном или предпринимательском мире своя ситуация: только полная самоотдача может обеспечить успех. В краткосрочной перспективе это прекрасно. Но если такое поведение становится смыслом всей жизни, то к ее финалу человек понимает неравноценность такого обмена. Мы можем почитать откровенные признания людей, написанные на смертном одре, включая письма Стива Джобса, и всюду прослеживается один лейтмотив: истинные ценности немного другие, и карьерный успех занимает среди них далеко не самое первое место.
Executive.ru: Как стать успешным, не заплатив такую высокую цену?
Р.Г.: Есть варианты. Я на своем тренинге обучаю технологии прорыва, рассказываю, как быстро выйти на принципиально новую ступень успеха, потом замедлиться и подтянуть отстающие области жизни.
Executive.ru: Помогает ли на пути к успеху семья?
Р.Г.: Считается, что семья – это стимул и поддержка для успеха. Но практика этого не подтверждает. Семья – это источник счастья, а счастье – сильнейший демотиватор. Человека к успеху толкает жажда, понимание того, что ему чего-то не хватает в жизни. А счастье ты испытываешь тогда, когда тебе всего достаточно.
Executive.ru: И что же, отказаться от счастья?
Р.Г.: Вовсе нет. Надо по-другому посмотреть на пирамиду успеха. В моем понимании, успех – основа для счастья. Но сначала добейся успеха, а потом на его основе выстраивай свое счастье. Поэтому я считаю ошибкой создание семьи в ранние годы. Мне кажется неправильным, когда приходится распределять свою энергию между карьерой и добыванием хлеба насущного для своих близких. Иногда нужно пару лет терпеть низкую зарплату, чтобы потом добиться прорывного развития. А в раннем браке нужны деньги здесь и сейчас: оплата съемной квартиры, расходы на воспитание ребенка… Успех – это некая перспектива, а счастье – это сиюминутность.
Executive.ru: Менять ли работу, профессию, если видишь ее неперспективность?
Р.Г.: Надо руководствоваться индейской мудростью: если кобыла сдохла, с нее стоит слезть. Но у нас часто бывает так, что человек держится за прошлое, пытаясь монетизировать свой единственный навык и свое единственное образование, несмотря на отсутствие спроса.
В бизнесе на одного успешного предпринимателя приходится десять разорившихся. Бытует мнение, что это жестокая статистика, но все познается в сравнении. В науке процент успешности – один на сто человек, в искусстве – один на тысячу. Бизнесмен, закрывший компанию, потерял деньги и время, а ученый или певец теряют жизнь. Поэтому, выбирая профессию, надо понимать, готовы ли вы упереться в потолок и жить с ощущением неуспешности, недооценности долгие годы.
Executive.ru: Какими качествами надо обладать, чтобы тебя заметили?
Р.Г.: Тут целый набор навыков, так называемых soft skills и hard skills. Hard skills – это сама работа, а soft skills – это повышающий коэффициент. Скажем, хороший менеджер, умеющий хорошо выступать публично, увеличивает свои шансы на успех. И наоборот, неудачные выступления понижают эти шансы.
Executive.ru: Чему можно научиться с помощью вашего тренинга?
Р.Г.: Когда я впервые понял, что существует социальный запрос на тренинг по основам успеха, у меня не было внятного ответа на вопрос, как их заложить. Я мог предложить участникам только свой опыт, но мой опыт уникален и его нельзя проецировать на других людей. Тогда я стал расспрашивать об успешности других людей, провел целую серию интервью. Читал книги об известных бизнесменах нашего времени, смотрел специальные видеопрограммы. И оказалось, что при кажущейся несхожести судеб успешных людей, прослеживается масса закономерностей, которые я систематизировал. Поэтому мой тренинг так и называется: «Скрипты и алгоритмы успеха».
Например, выяснилось, что все многие выдающиеся предприниматели заработали свои первые деньги еще до 16 лет. Чтобы пятнадцатилетний мальчишка сделал первый капитал, надо сильно постараться. И это инфицирование первым успехом заражало его на всю остальную жизнь. Об этом опыте я обязательно расскажу на своем тренинге.
И я могу также рассказать о том, как относиться к типичным неудачам на пути к успеху. Допустим, вам 32 года, вы из благополучной семьи, у вас два высших образования. Свои первые деньги вы заработали в 22 года, и они были небольшими. Это провал? Вовсе нет. Можно и нужно перезапускать свой жизненный проект. Своими знаниями я помогу вам это сделать.
Если говорить обо мне самом, то я достиг успеха по прошествии семнадцати лет работы, из которых двенадцать лет ушло на паузы. Я пытался быть телеведущим, политтехнологом, но что-то в этих сферах не сложилось, не хватило какой-то мелочи. Тогда я решил вернуться в свою изначальную профессию – преподавание, заново открыв ее для себя. И все получилось!
***
Полезные ссылки:
Часто семья как раз и является стимулом для успеха. Когда человеку много не нужно, но у него появляется семья, дети и хочется им дать самое лучшее, дать лучший старт в жизни и именно это является основным стимулом пути к успеху. Все люди разные, у всех разная жизнь и мотивация разная…
Андрей, я в данном случае заметил что обе точки зрения допустимы.
Попробую обосновать.
Возможно у меня не совсем стандартная ситуация. Вот мой опыт:
В 21 год как и многим — мне мир «был по-колено» и я был холост предприимчив, но на коротких дистанциях.
В 22 как Рыцарь стремящийся найти свой объект для защиты я женился на Девушке с ребенком, и попер карьерный рост т.к. была мотивация защищать и тем самым быть значимым.
В 23 у меня появился второй ребенок, это сильно не повлияло на мотивацию, однако позже с каждым новым ребенком, карьерный рост сбавлял темпы. Больше детей — больше хлопот дома = меньше времени на карьеру.
В 27 я дошел до пика карьеры наемного руководителя и даже успел реализовать сложный подряд как собственник самостоятельно.
Сейчас мне 29 лет, у меня 4 детей, но после достижения некоторого пика я падаю вниз. Спросите мотивирует ли меня к действию большая семья? Отвечу что НЕТ. Скорее их количество и степень ответственности только УСКОРЯЕТ падение, потому что это семья в первую очередь это ОБЯЗАТЕЛЬСТВА а не вдохновение.
Также пришло осознание, что сейчас меня может замотивировать только какая-то цель или задача имеющая значимость в масштабе: города, региона, страны или мира. А семья и дети в этой картинке находятся на заднем плане (в тылу), и не в фокусе внимания.
Резюме:
Мой опыт говорит что семья может замотивировать мужчину, только в первые годы. А дальше — стандартно — любой мужчина стремится к МАСШТАБНЫМ творениям, и семья обычно только ограничивает порывы своими бытовыми хлопотами, особенно если она создалась в раннем возрасте.
Более того если Мужчина НЕ ИМЕЕТ ЦЕЛИ изменить мир. А только лишь видит цель дать своим детям лучшее — то он НЕ СМОЖЕТ им дать даже среднего, т.к. этот мужчина попадет в те 90 % людей, которые не желают действовать на 110% своих возможностей.
Вернемся к вашему примеру: человеку которому до семьи многое было не нужно. Уверяю Вас — я и есть такой человек, но появление семьи не добавило мне ЖЕЛАНИЯ ТВОРИТЬ, а лишь только НУЖДУ дать детям самое лучшее…
P.S.
3 года назад я бы полностью согласился с вашим мнением, т.к. проще оправдать свою нерешительность апеллируя к безусловным ценностям, чем признаться себе самому в недостаточном успехе.
мне кажется, это временный период спада. Который скоро пройдет, когда вы обозначите новые цели. Успеха вам!